«Обувь разъедает. Одежда вся в пятнах и кляксах». Прошлогодний массовый протест челябинцев против реагентов на улицах привел к тому, что в этом году в городе подход к уборке снега развернули на 180 градусов. Теперь задача подрядчиков — не топить снег химией, а чистить механически. Дороги, конечно, чище стали, спору нет. «А почему так скользко?» — раздалось от автомобилистов.
«Нужно кардинально изменить подход к уборке улиц, таких ситуаций больше быть не должно: засыпал город реагентами и ждешь, когда растает. Сейчас у нас даже маленький снегопад превращается в проблему!»
Ровно год назад Алексей Текслер дорожников хоть и словесно, но в эти же самые черные массы едва ли не утрамбовал.
И отнюдь не на ровном месте. Реагенты тогда по городу разбрасывали везде и всюду, в итоге превращая дороги в черную кашу. И вот вся эта субстанция, разъедающая вместе со снегом обувь, ведущая автомойки к банкротству (ибо почти никто уже машины и не мыл в силу бессмысленности сего действия), горожан — по-другому и не скажешь — задрала и задолбала (это — в мягких формулировках). Слово «Южуралмост» (бывший подрядчик по уборке улиц в Челябинске) со стороны горожан приравнивалось исключительно к ругательствам и отборнейшему мату.
Крайне недовольны работой подрядчика были и в мэрии:
— Была неделя убирать снег. Где вы убираете? На Худякова все время чистите? Вы можете другие организации привлекать, если сами не справляетесь?
Зачем разбрасываете соль? — неоднократно атаковала подрядчика вопросами глава города Наталья Котова.
Нынче в Челябинске и подрядчики новые, и подход. В мэрии решили вообще отказаться от использования ПГМ (противогололедных материалов), по принципу: не надо снег топить, а надо его чистить — сметать техникой, собирать и вывозить на снегосвалку. И если раньше дорожники отчитывались, сколько «химозы» высыпали на улицы, то теперь — сколько снега сгребли. Город стал выглядеть гораздо опрятнее. Но зато посыпались жалобы от автомобилистов, что дороги нынче сравнимы с катком. А неужели нельзя, чтобы и чисто было, и не скользко?
История вопроса
В нулевые годы дороги Челябинска обрабатывали пескосоляной смесью.
Но в десятые для борьбы с гололедом решили опробовать новый реагент и закупили смесь «Геодор». Аргументы были следующие: ранее нужны были дополнительные машины-пескоразбрасыватели, песок с дорог впоследствии надо было вывозить, он засоряет ливневую канализацию, ее надо очищать от засоров. А так химией покрыл асфальт — и порядок.
Поэкспериментировали, понравилось.
«На одном и том же участке трассы с помощью пескосоляной смеси удалось добиться коэффициента сцепления колес с покрытием — 0,34. А при использовании антиобледенителя „Геодор“ — 0,4. То есть испытание подтвердило, что новый реагент создает более безопасные условия для автомобилистов», — такие доводы «Первому областному» в 2012 году приводил экс-замглавы Челябинска по дорожному хозяйству Владимир Алейников.
Но у водителей впечатление о реагенте сложилось иное. Мол, на «политой» дороге авто заносит, днище от образовавшейся на дороге растаявшей «каши» всегда грязное.
Что такое «Геодор»?
На сайте одного из продавцов реагентов мы нашли следующую информацию:
«Геодор» — это комбинированный препарат на основе хлорида кальция и натрия, с добавлением биофильных веществ. Форма изготовления — неправильные гранулы 1–5 мм. Реагент можно использовать до температуры −30 °C.
В теории смесь не дает льду ни единого шанса. Но почему автомобилисты были недовольны?
Занятно, но еще до применения «Геодора» в Челябинске подобным вопросом в 2011 году озадачились коллеги из издания «Авторевю». Журналисты сели за руль и провели серию замеров при торможении — вначале на сухом асфальте, затем на мокром после полива водой, затем на мокро-соленом. Приводим отрывок текста:
«Девятилетний Renault Clio разгоняется до 80 км/ч, начинает экстренно тормозить — и под стрекот АБС замирает через 31,6 метра. Это посуху. На мокром асфальте тормозной путь ожидаемо удлиняется на 2,8 метра. А после полива реагентом? Еще без малого на пять метров!
Разница, соответственно, 9 и 24 процента!
Много это или мало? Представьте, что перед вами пешеходный переход: либо вы останавливаетесь прямо перед ним, либо на скорости 20–30 км/ч начинаете сметать невинных людей.
Конечно, если сравнивать со льдом или снежной кашей, которые растапливает ХКНж (хлористый кальций и натрий жидкий), шансы уцелеть у пешеходов были бы выше.
Но, во-первых, мы проводили эксперимент еще при слабом „плюсе“, а во-вторых, нас сейчас больше интересует именно сравнение с... сухим асфальтом.
Почему?
Горожане наверняка замечали, что даже в сухие и солнечные зимние дни дороги остаются черными от влаги — и очень скользкими. Это оттого, что их превентивно обработали реагентами.
Мы специально провели еще один тест.
Асфальт, политый водой при температуре воздуха плюс шесть градусов, полностью высыхает за 40 минут. После полива 30-процентным раствором обычной соли с песком дорога сохнет час с небольшим. А ХКНж увеличивает время высыхания аж до четырех с половиной часов!
Вот и выходит, что поливальная машина вместо добра несет зло — удлинение тормозного пути почти на четверть. И это при плюсовой температуре.
А при минусовой? Все еще опаснее!
Представьте, что ближе к вечеру сухой асфальт полили раствором ХКНж, к ночи температура стала падать — и... Раствор обычной технической соли давно бы высох, но хлористый кальций продолжает покрывать дорогу слоем влаги. По мере остывания вода в растворе начинает замерзать — и асфальт покрывается тонким слоем льда с концентрированным рассолом на поверхности. Коэффициент сцепления такого покрытия может быть в два-три раза ниже даже по сравнению с гладким льдом!».
Ничего не напоминает? Нам кажется, сходство с последствиями применения «Геодора» на челябинских дорогах налицо.
Однако все это не помешало властям принять новые реагенты на вооружение!
И в ноябре 2011 года мэрия заявила, что такой ПГМ — лучшая замена песка и соли; и дороги Челябинска будут поливать «Геодором». Пару лет спустя, правда, в администрации сдались перед натиском разъяренных автомобилистов и вернулись к пескосоляному порошку.
Но затем в городе ликвидировали МУП «ДРСУ». Фактически город остался без специализированной организации по уборке города. Подрядчика начали определять на конкурсных процедурах.
Первое время вывозом снега занималось магнитогорское предприятие «Южуралавтобан», а после его преемник — «Южуралмост».
Для примера возьмем муниципальный контракт 2015 года «Выполнение работ по содержанию дорог города Челябинска».
Почти 1 миллиард рублей тогда отошел «Южуралмосту» без торгов, как единственному поставщику. Среди документации есть «Ведомость объемов работ на зимнее содержание дорог г.
Челябинска», она-то нам и интересна.
Центральный район: 105 073 994 квадратных метра
Советский район: 132 996 906 квадратных метров
Калининский район: 129 943 945 квадратных метров
Тракторозаводский район: 76 217 449 квадратных метров
Ленинский район: 60 459 862 квадратных метра Курчатовский район: 100 626 940 квадратных метров
Металлургический район: 54 273 665 квадратных метров
Кроме проезжей части учитывалась еще и площадь автопарковок. Итоговая цифра: 671 472 771, 04 квадратных метров.
Распределение противогололедных материалов механизированным способом (норма 26 кг на 100 м2)Между тем, в инструкции к применению пескосоляной смеси мы нашли информацию, что она эффективна лишь до −10 градусов. Вот дорожники и добавили к ней еще и химические реагенты.
«От ПГМ отказываться нельзя, это приведет к образованию накатов и гололеда, что негативно скажется на безопасности дорожного движения», — комментировал «Челябинскому обзору» директор по строительству и эксплуатации городских автодорог АО «Южуралмост» Алексей Струговец.
Однако производитель прописывает четкий алгоритм, как смесью пользоваться:
Распределение смеси может производиться как вручную, так и при помощи хозяйственного инвентаря, а также с применением спецтехники с разбрасывателем, оборудованной дозировочным устройством.
Выдержать паузу 40–60 минут (при обильных снегопадах — не более 3 часов).
Удалить полученную массу механическим способом.
При необходимости повторить действия.
Уж не потому ли с дорогами Челябинска была беда, что наледь попросту засыпали реагентом, а потом вряд ли, как предписывает инструкция, спустя час убирали талую смесь? Может быть поэтому дороги выглядели как сплошное черное месиво, которое впридачу еще и замерзало в ночные часы, встречая автомобилистов поутру гололедом да буграми? А главное, зачем этот явный перебор еще и оплачивать из городского бюджета?
Но сейчас задать эти вопросы, увы, некому: прежний руководитель Управления дорожного хозяйства Александр Шабалин, который утверждал госзакупки, после многочисленных нареканий со стороны Алексея Текслера ушел в отставку; «Южуралмост» вполне себе может сказать: «Как контрактом было предписано, так мы и выполняли»; а Евгений Тефтелев, который тогда руководил Челябинском, ныне осужден за получение взятки.
А как вообще борются со льдом за рубежом
Издание «Strelka» провело такое исследование 2 года назад. Там много стран, есть и экзотические варианты вроде Исландии, где под дорогами проложены трубы — и по ним течет горячая вода из геотермальных источников. Это позволяет не использовать реагенты, песок и даже снегоуборочные машины: лед и снег просто тают. Мы же решили выделить Скандинавию, где климат схож с нашим.
Хлорид кальция норвежцы не используют вовсе. Коммунальные службы не счищают снег до асфальта, а оставляют слой в несколько сантиметров. Его укатывают с помощью специальной техники и посыпают горячей гранитной крошкой или гравием.
Материал вплавляется в лед и улучшает сцепление с дорогой. Материалы используют многократно: весной гранит и гравий собирают специальными пылесосами, промывают и отвозят на склады, где они хранятся до следующей зимы. Так же поступают и после обработки песком: дороги пылесосят при первом высыхании — и никаких вам гор песка и щебня на газонах весной.
А у нас?
А в Челябинске после замечания Алексея Текслера от реагентов, как заверяют в мэрии, отказались.
«В Челябинске кардинально изменен подход к уборке снега в зимний период. Задача подрядчиков — не топить снег реагентами, как это делалось в предыдущие годы, а чистить механически. Соответственно, количество снежно-ледяных масс, вывозимое на полигон, существенно увеличилось», — сообщает пресс-служба горадминистрации.
Открываем один из муниципальных контрактов (напомним, что их в этом году разбили по районам), проматываем до нужных нам пунктов. Надеемся, что не запутались в многостраничном документе, но внешне, вроде, тотального отказа от реагентов нет:
3.3. Для очистки покрытия УДС в снегопад необходимо:3.3.1. производить патрульную очистку покрытия до окончания снегопада (обработка ПГМ во время снегопада не рекомендуется);3.3.2. по окончанию снегопада произвести очистку покрытия (своевременная очистка от снега проезжей части предотвращает уплотнение (прикатывание) свежевыпавшего снега движущимися транспортными средствами);3.3.3. Производить обработку проезжей части (в местах образования снежного наката, наледи) противогололедными материалами с последующей очисткой покрытия от шуги.
Обработку покрытия УДС следует проводить увлажненными противогололедными реагентами.
Кстати, призыв губернатора действительно услышали, и химией дороги в этом году действительно не покрывают.
Но удивительно вот что:
«Для борьбы с зимней скользкостью, предотвращения снежного наката подрядными организациями Комитета дорожного хозяйства города Челябинска в качестве противогололедного материала применяется хлорид кальция», — сообщают «Челябинскому обзору» в КДХ, попутно вызывая первый же вопрос: хлорид кальция более скользкий, дороже в 4–5 раз и вчетверо же дольше сохнет по сравнению с раствором хлористого натрия (обычной технической солью).
К тому же еще в 2003 году Росавтодор принял «Руководство по борьбе с зимней скользкостью», где черным по белому написано, что «на дорогах с гладкой поверхностью (литой асфальтобетон) при борьбе со стекловидным льдом запрещается использование хлористого магния и кальция, так как это приводит к образованию на дороге раствора, который снижает коэффициент сцепления до недопустимого предела и, вследствие медленного просыхания по сравнению с хлористым натрием, увеличивает период продолжительности зимней скользкости».
Не надо изобретать велосипед. Все прописано в нормах и регламентах. И если уж мы, простые журналисты, за неделю подготовки материала нашли такие данные, неужели это сенсация или хотя бы новость для челябинских дорожников?
Плюс вот еще с чем, как нам кажется, в городском Комитете дорожного хозяйства промахнулись. В контракте по большей части идет речь о регламенте работы подрядчиков в снегопад. Но есть и фраза: «В дни отсутствия снегопадов выполняется дежурное подметание, включающее в себя отделение мусора от дорожного покрытия».
Господа. Снег в городе выпал 18 декабря, а до этого осадков не было почти месяц.
Вот как сегодня выглядит уборка — комментирует подрядчик, которому достались основные муниципальные контракты:
«В рамках муниципального контракта солью обрабатывают только те участки проезжей части, на которых возможны аварийные ситуации, а именно: перекрестки, участки перед пешеходными переходами, на спусках и подъемах. Перечень опасных участков улично-дорожной сети для обработки ПГМ определен заказчиком (администрация Челябинска, в списке 42 участка).
В зависимости от температуры окружающего воздуха процесс, в ходе которого соль растворяет наледь, занимает до четырех часов. Соль наносится в чистом сухом виде из расчета от 40 до 100 г/ м2 в зависимости от температуры воздуха и толщины наката. После этого на дорогу выходят уборочные машины и рыхлый снег счищается к прилотковой части».
Ситуация с точностью наоборот, но вновь с налетом абсурда. Раньше дороги засыпали реагентами и вовремя не убирали.
А теперь убирают, но реагенты, если нет снегопадов, используют только точечно.
А куда девать жалобы на каток вместо асфальта по всему городу?
И как гололед сказался на аварийности?
Занятно, но в ГИБДД Челябинска рапортуют о ее снижении:
Ноябрь 2019: 163 ДТП, 194 человека пострадали, 5 погибли.
Ноябрь 2020: 113 ДТП, 134 пострадали, 3 погибли.
Значит ли это, что мы заблуждаемся?
Не совсем.
Параллельно «Челябинский обзор» направил запрос в страховые компании. Ведь после аварии поступает звонок туда, чтобы оценить последствия ДТП и произвести ремонт по полису ОСАГО. И вот какие цифры нам предоставили в ПАО «АСКО-страхование»: «Так как дела урегулируются 2 недели, полной выборки еще нет; но предварительно: снижение аварийности на 7% в количестве, а рост среднего ущерба при этом на 22%».
О чем это может говорить? Ввиду того, что скользко, автомобилисты стали ездить аккуратнее, аварии действительно происходят реже. Но зато машины теперь бьются значительное сильнее! В случае возникновения аварийной ситуации скользкая дорога попросту не оставляет водителю шансов ее избежать!
Ладно, Наталья Петровна — не автомобилист. Долгое время ходила на работу в мэрию вообще пешком, всех нюансов может и не знать. Но куда смотрели главный зам по дорогам Максим Куляшов и начальник Управления дорожного хозяйства Ринат Кучитаров? Куляшов до прихода в мэрию 25 лет работал в ГИБДД, дослужился до замначальника, и о безопасности дорожного движения должен знать больше всех нас с вами.
Кучитаров с 2013-го по 2017 годы занимал пост эксперта дорожного хозяйства в ФКУ Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал». С 2017 года руководил ООО «Красноармейское ДРСУ», то есть в дорожных делах — эксперт. Неужели два профильных специалиста наличие гололеда на дорогах и необходимость борьбы с ним в отсутствие снегопадов попросту проморгали?
Если опять обратиться к «Руководству по борьбе с зимней скользкостью», то там же, вроде, понятно написано:
Основными задачами органов управления дорожным хозяйством является организация работ по предупреждению образования скользкости на дорогах и своевременная ее ликвидация, принятие необходимых мер по обеспечению безопасного и удобного проезда по дорогам...
У нас сложилось впечатление, что для отсутствия гололеда на проезжей части в Челябинске не нужны никакие «скользкие» реагенты, но и не нужно от них тотально отказываться в пользу чистки от снега. Достаточно применять традиционную техническую соль, снизить нормы расхода и обязать чистить асфальт перед применением «химии» — дороги будут суше и целее, дышать станет легче. Еще и сколько денег будет сэкономлено на весеннем ремонте дорог (когда вода на асфальте то тает, то замерзает, это асфальт к весне разрушает).
Если мы неправы, то будем только рады разъяснениям от мэрии. Но если доводы верны, то по скользким дорогам челябинцам придется ездить не только эту зиму, но и следующую. Ведь контракты с подрядчиками заключены вплоть до середины 2022 года...