Ровно 60 лет назад сборная СССР стала победителем первого в истории чемпионата Европы: команда Гавриила Качалина в финальном матче переиграла Югославию – 2:1. Победный мяч в дополнительное время забил Виктор Понедельник – о финале против югославов он красочно рассказал в своей книге «Исповедь центрального нападающего».
Признаюсь, тогда, перед матчем, где-то в душе у меня появилось чувство страха. С югославской сборной у советских футболистов давнишние счеты. Вспомнились Олимпийские игры в Хельсинки (1952 год) и в Мельбурне (1956-й). В Финляндии победили югославы (первый матч – 5:5, второй наши проиграли – 1:3), в Австралии победила сборная СССР – 1:0.
Все эти игры проходили в чрезвычайно напряженной борьбе. Шекуларац, Костич, Виденич, Галич, Юсуфи – мастера мирового класса, а у нас наряду с опытными игроками полсостава имеет всего один-два года стажа игры в сборной. Было отчего задуматься.
Сборная СССР, 1960
Фото: Eurosport
Первый удар по мячу сделал центрфорвард Галич. Минут десять игра шла с переменным успехом. Активный Шекуларац, мозг и диспетчер команды, и левый крайний Коттич. Инициатива переходит к югославам. Они были в более выгодном положении перед матчем, чем мы. Пока мы летели и осваивались на новом месте, они восстановились после сенсационной игры с французами, да и сам факт победы над хозяевами поля явился для них своеобразным допингом.
(Сборная Югославии играла полуфинальный матч в Париже, в столице Франции проходил и финальный матч. Сборная СССР, в свою очередь, провела полуфинальную игру в Марселе на стадионе «Велодром» – Eurosport)
Югославы атакуют. На долю Яшина в течение 45 минут выпадает столько ударов по воротам, сколько их не было в Марселе за два тайма. В нападении у нас пока ничего не получается. Высокий вратарь Виденич перехватывает все передачи с флангов. Защитник Миладинович ходит за мной по пятам, да и другие нападающие находятся под жесткой опекой югославов. Оборона сборной СССР работает с предельной нагрузкой. Отважно сражаются Масленкин, Чохели, Крутиков и пришедшие к ним на помощь Нетто, Войнов. Оттягиваются назад Иванов и Бубукин.
Югославы, видимо, решили сразу же в первом тайме добиться преимущества. Какая-то ярость сквозит в их действиях. И за несколько минут до окончания тайма они добиваются успеха. Это Гарич пробил головой по воротам, и мяч, по пути задев кого-то из наших защитников, срикошетировал в сетку – 1:0.
Последние 45 минут финала. От нас, только от нас в эти минуты зависело все. Наш капитан Игорь Нетто первым показал пример, как надо идти вперед. Его активные действия совершенно деморализовали Шекулараца. Нетто получил полную свободу действий и начал завязывать одну комбинацию за другой. Оборона югославов стала давать трещины. Этим воспользовался Бубукин и в один из моментов нанес мощный удар по воротам соперников. Виденич не сумел удержать в руках мокрый мяч, и Слава Метревели добил его в сетку ворот – 1:1.
(В день финала в Париже шел мелкий дождь, в результате поле размокло, что серьезно усложнило задачу игрокам – Eurosport)
Активизируется Иванов, все быстрее и быстрее действуют на флангах Метревели и Месхи. Защитники, не успевая за форвардами, начинают рубить, но свисток англичанина молчит. Это еще больше раззадоривает нас. Все больше и больше ударов следует по воротам Виденича. Оканчиваются 90 минут игры. Ничья. Арбитр назначает дополнительные 30 минут, два тайма по 15.
Дождь усиливается. Игра начинается как бы сначала. Кто же первый не выдержит, кто окажется слабее в этой напряженной борьбе? Идет битва за каждый мяч, за каждый метр поля. Я уже не чувствую всех ударов по ногам и по спине, которые, пользуясь безнаказанностью со стороны арбитра, наносит мне Миладинович. Лишь спортивная злость и самолюбие бурлят в сердце, когда я ищу момент для удара по воротам. И мой черед пришел.
Атаку начал Войнов. Обыграв Матуша, он точной длинной передачей вывел вперед по левому флангу Месхи. Все внимание югославов было приковано к Мише. Он сделал один финт, другой и, когда я неожиданно рванулся вперед, навесил мяч в район 11-метровой отметки. Виденич запоздал с выходом, и я головой в высоком прыжке послал мяч в ворота. После прыжка, получив очередной, но уже запоздалый удар в спину, валюсь на землю. Ничего не вижу и только по грохоту трибун парижского стадиона догадываюсь: гол! гол! 2:1. На меня наваливаются мокрые, грязные ребята, целуют, обнимают.
Нам вручают Кубок Европы. Проходим круг почета по стадиону. В раздевалке настоящий праздник. Все кричат, целуются. И вдруг слышится громкий голос доктора: «Ну кто оказался прав? Я же говорил в Марселе, что два гола в финальных играх забьет Понедельник». Доктор поворачивает счастливое лицо ко мне, и в тот же миг ребята хватают его на руки и начинают качать. Куда только девалась усталость?!
На следующий день Европейская федерация футбола устроила большой прием в банкетном зале ресторана, расположенного на Эйфелевой башне. Нам были вручены золотые медали, югославам – серебряные, а чехословацким футболистам, победившим в Марселе французов, – бронзовые. Пришла большая победа.