Интервью из архива «Советского спорта».
Родился 22 мая 1937 года в Ростове-на-Дону. Центрфорвард. Заслуженный мастер спорта СССР. Обладатель Кубка Европы-1960, серебряный призер Кубка Европы-1964. В 1960–1963 гг. четыре раза подряд признавался первым номером в списке 33 лучших игроков сезона. За сборную СССР провел 29 матчей, забил 20 голов.
После завершения карьеры игрока стал завотделом футбола «Советского спорта» (1969–1983), главным редактором еженедельника «Футбол-Хоккей» (1984–1990). Кавалер Рубинового ордена УЕФА «За заслуги».
Автор четырех книг. Женат, трое детей (дочь и два сына), три внука, две внучки.
Юбиляр назначает встречу на Плющихе у фонтана, по форме что-то до боли мне напоминающего. Подсказку дает Понедельник:– Так этот фонтан – почти копия Кубка Европы, который нам вручали в 1960 году за победу в Париже. Я люблю это место, у воды мне, астматику, всегда легче дышится. Кстати, сегодня после зимы фонтан первый раз включили. И вы, коллега, включайте свой диктофон...
«НЕ ХОЧУ БАНКЕТА В РЕСТОРАНЕ»– Виктор Владимирович, не шибко отвлек вас от подготовки к юбилею?
– Нет, я на дачу собирался. Решил отметить юбилей в семейном кругу. Не хочу никаких ресторанов… Пять лет назад отметили мой юбилей в «Метрополе» – и хватит, каждый год мне празднества все труднее даются.
– Совсем без чествований юбилей? Не солидно как-то, вы же легенда! Если взять да отменить «золотой» гол Понедельника на Евро-1960, поводы для гордости за отечественный футбол сократятся наполовину, а может, и на две трети…
– Будут чествования. Меня в Ростов пригласили 24 мая на прием в местное Законодательное собрание, ростовский губернатор подарок какой-то собирается вручить… В Ростове пройдет турнир моего имени. Я попросил, чтобы побольше детей на стадион привезли. На три дня в Ростов, а потом снова к себе на подмосковную дачу в Кубинку, поближе к сосновому бору… Летом в Москве невозможно… А если вы про мой «золотой» гол югославам, так тут вся наша команда «виновата». Я не «золотым» голом горжусь, а тем, что после той победы наш футбол признали во всем мире. Победа в первом чемпионате Европы дала сумасшедший толчок для развития футбола в стране…
– А если конкретно? Какую пользу СССР принесла победа в 1960 году в Париже?
– Сразу после нашей победы в стране стали появляться группы подготовки при командах мастеров, открылись детско-юношеские футбольные школы, спортивная медицина вышла на новый уровень. Ведь что было в аптечке у врача в команде? Нашатырь, зеленка, йод…Если серьезная травма – сразу волокли в больницу, но и там не было спецов по спортивным травмам. Так вот после победы на Евро-1960 у нас и спортивная медицина стала развиваться.
Помню, Андрей Петрович Старостин, тогдашний начальник сборной СССР, сказал пророческие слова: выиграете первый чемпионат Европы – навсегда войдете в историю. И правда, более полувека прошло, а меня все приглашают на различные мероприятия почетным гостем. Или в метро подходят молодые люди – автограф просят… Откуда, говорю, меня знаете? Так по фотографиям, отвечают, по выступлениям по телевизору, да и отцы наши с восторгом вспоминают вашу победу, вот бы и в Польше взять, да и выиграть Европу…
– Вы поедете на предстоящий чемпионат Европы?
– Собираюсь. Но что будет через месяц, только бог ведает. Обычно нас, ветеранов советского футбола, везут на матчи предварительного этапа с участием сборной России. Так что не надо отменять Понедельника, – улыбается юбиляр. – Вон еще дел сколько…
– Сравнивали себя со своим одногодкой – Эдуардом Стрельцовым?
– Нет. У каждого из нас были свои игровые особенности, свои плюсы. Но знаю, что еще перед чемпионатом мира 1958 года у Качалина и Старостина была задумка, чтобы мы со Стрельцовым играли сдвоенным центром, а Валентин Иванов – под нами. Жаль, эта задумка в официальных матчах не воплотилась. По своим физическим данным мы со Стрельцовым были примерно равны, у Эдика, правда, скорость стартовая была повыше, он с места мгновенно срывался. А я свои голы забивал за счет выбора позиции и поставленного удара. Сыграли мы с Эдиком в одной команде только по ветеранам.Мой футбольный конек – предугадывание развития атаки, как гроссмейстер в шахматах на несколько ходов вперед … Кстати, в мое время в сборной СССР футболисты обожали играть в шахматы, я сам играл против великих гроссмейстеров – Тиграна Петросяна, Михаила Таля…
– Как у Высоцкого: «Мы сыграли с Талем десять партий, в преферанс, в очко и на бильярде»?
– Нет, с Талем сыграл разочек и только в шахматы, после застолья в Доме журналистов. Представляете, Таль сам предложил мне ничью в выигрышной для него позиции – возможно, форсил перед новой женой, специально поддался. А вот с Петросяном играл в шахматы чаще, он, кстати, меня впервые привел на хоккей… С Карповым и Каспаровым был знаком, когда работал в «Советском спорте» редактором отдела футбола – они часто приходили к нам в гости.
Случай был забавный. Петросян давал сеанс шахматной игры вслепую футболистам сборной СССР. Гроссмейстер без шахматной доски – в одной комнате, мы в другой – с доской. Число (Игорь Численко) возьми да стащи с доски ладью: ничего, говорит, шахматист не заметит… А через три хода Петросян через стенку нам заявляет: молодые люди, верните ладью на место… Мы покатились со смеху…
«ЖИЗНЬ МОЯ – НЕ ШАМПАНСКОЕ»– Еще раз изучил вашу биографию и снова искренне восхитился: не жизнь – а шампанское… Столько встреч с удивительными людьми... Среди ваших знакомых – дочь генсека Галина Брежнева, великая балерина Майя Плисецкая, певец Марк Бернес, актер Кирилл Лавров…
– Просто мне повезло, что все эти люди были футбольными болельщиками… Майя Плисецкая даже пригласительные билеты на балет присылала в редакцию «Советского спорта»… Откровенно говоря, до 30 лет я не знал, что такое водка или коньяк… Мог выпить только шампанского, но темное – «Цимлянское», с уникальных виноградников Цимлы…Тогда это шампанское отправляли самолетами из Ростова во Францию, и когда ребята-москвичи играли в гостях с «Ростсельмашем», вечером после матча у меня в гостях очень уважали то «Цимлянское» смаковать. У меня завсегда оно было… Но жизнь моя была далеко не шампанским, слишком много травм. Хотя, например, на Вале Иванове живого места не было – все тело в шрамах, колени заштопаны суровыми нитками. Если бы не его жена Лида – не прожил бы он столько, это Лида отвадила его от компании торпедовских собутыльников…Недавно я размышлял: прожили долго после окончания карьеры те наши великие футболисты, у кого семьи были крепкие, где любовь была большая...
– А сейчас что не по-вашему в российском футболе?
– Прошедший футбольный сезон какой-то сумасшедший получился, больше говорили не о футболе, а о скандалах. Смотрел недавно по телевизору финал Кубка России – «Динамо» с «Рубином» играли. Так комментатор 20 раз напомнил, что динамовец Андрей Воронин срезал свой хвостик. Это же безобразие! Ведь на студии есть редактор, должна же быть жесткая дисциплина в СМИ. Помню, мой легендарный коллега по «Советскому спорту» Лев Иванович Филатов один раз выступил в качестве телекомментатора футбольного матча «Спартак» – ЦСКА. Совершенно блестяще, надо сказать, выступил… Телевизионщики перед ним – чуть ли не на колени: оставайтесь у нас работать за большие деньги, чего вы там корпите в своей газете… «Да вы что, я три дня после эфира отойти не могу, все тело дрожит, выступать перед людьми – огромная ответственность», – ответил Филатов.А сейчас такое несут с экрана. Я честно скажу: звук выключаю во время футбольных трансляций. А тут не успел и попал на монолог о косичке Воронина. Хотелось крикнуть комментатору: твою мать, футбол же идет на поле, а ты куда смотришь?!
– Деньги изменили наш футбол, но в худшую сторону. Помяните мое слово, если в российском футболе не будет введен жесткий лимит на легионеров, то лет через 30 все ветераны сборной России будут темнокожими. В майках нашей сборной – сборная Африки. Все чиновники спортивные словно ждут, когда подкрадется незаметно 2018 год и президент России спросит: где в России сильные футболисты, которые на домашнем чемпионате мира будут бороться за самые высокие места? И начнется штурмовщина.
Поэтому я очень хочу, чтобы сегодняшняя сборная России на чемпионате Европы выступила прилично. Пусть дойдут до полуфинала, чтобы от такого успеха произошел толчок в развитии футбола в стране, как полвека назад.
«АДВОКАТ ОСЛАБИЛ ВОЖЖИ»– А разве есть шансы на успех у сборной, чей тренер накануне Евро заявляет, что после турнира покинет команду?
– Меня это очень удивило. Пусть игроки и заявляют, что они профессионалы и смена тренеров никоим образом не ослабляет игру. Не верю! У меня на душе неприятное чувство, когда Адвокат заявил, что покинет сборную России. Решили в кабинете, так зачем сейчас об этом распространяться?
– Так это промах чиновников РФС или будем винить Адвоката?
– Адвокат – иностранец, что хочет, то и говорит. Думаю, это наш прокол. Хотя от такого заявления Адвокат больше потерял, чем приобрел. Игроки теперь знают, что тренер уходит. Вожжи будут ослаблены. В такой ситуации хоть кричи тренер на игроков, хоть гимн России запевай на голландском языке, подгоняя футболистов в атаку. Священного трепета перед уходящим тренером у футболиста нет.
– Как вам предварительный состав сборной России от Адвоката?
– Да из этой группы нам надо выходить в любом случае…
– Вы рассуждаете как чемпион и серебряный призер чемпионатов Европы, а что выигрывали нынешние члены сборной России… Откуда у вас такая вера в нашу команду?
– Так они ж с турками четыре года назад третье место поделили на Европе… У нас в команде есть играющие ребята. Беспокоит, что времени на подготовку к чемпионату Европы у сборной России меньше, чем четыре года назад, – всего две недели на сборы… В 2008 году у Хиддинка был целый месяц. Успех может прийти, если физические кондиции наших игроков будут на голову выше, чем у соперников. На предстоящем Евро важнейшее значение будет иметь игра нашей обороны. К сожалению, у наших защитников-старичков были травмы в этом сезоне.
– А кто импонирует вам в российской сборной?
– Александр Кержаков. Аршавин не в такой великолепной форме, как перед прошлым Евро. Ему «физику» надо поднять. А так он все может делать с мячом – технарь, с ударом, обводкой… Мне есть на кого надеяться в сегодняшней сборной России.
– Виктор Владимирович, будь живы ваши друзья, кого бы вы обязательно пригласили на свой юбилей?
– Пригласил бы две сборные СССР, чемпионов (1960) и серебряных призеров (1964) чемпионатов Европы. Пригласил бы ростовских ребят, с кем играл в СКА и «Ростсельмаше». Эдика бы Стрельцова позвал и Валерия Лобановского…Стрельцов, как обычно, обязательно произнес бы негромкий тост за друзей.
Лобановский – за успех нашего безнадежного дела.
Валя Бубука (Валентин Бубукин) вставил бы удивительно смешной анекдот, да не один.
Игорь Численко поднял бы бокал за тех, кто в море, он моряком всегда хотел стать.
Фирменный тост Вали Иванова – ну, махнем!
Миша Месхи тоже поднял бы бокал с вином, но он мог только по-грузински разговаривать. Очень смешно у него это получалось, – впервые за время нашей беседы Виктор Понедельник снял темные очки и что-то смахнул с ресниц.
– Вы плачете, Виктор Владимирович?
– Да так. Соринка попала…