Поезд в один конец. Как в Британии придумали железную дорогу для покойников
Научно-технический прогресс в XIX веке стал стремительно менять формировавшийся столетиями привычный уклад жизни. Широта применения новшеств поражала воображение.
Мест нет
Не всё из того, что тогда казалось передовым, впоследствии стало привычным и обыденным. Кое-что сегодня выглядит даже пугающим. К примеру, специальная железнодорожная линия для усопших, существовавшая в Великобритании.
Лондон в XIX веке переживал бурный рост населения. Город вступил в столетие с 1 миллионом жителей, а заканчивал его с населением, превышающим 6,5 млн. Это, в свою очередь, приводило и к большому количеству смертей, что породило серьезный кладбищенский кризис.
К 1850 году специальная королевская комиссия констатировала: существующие некрополи более не в состоянии принимать умерших. Решить проблему должны были новые частные кладбища, устройство которых поощрялось властями. Сеть новых некрополей получила название «Великолепная семерка».
Спасение за счет передовых технологий
Многие, однако, полагали, что и новые кладбища задачу не решат. Два Ричарда — Броун и Спрай — предложили проект, опиравшийся на самые передовые технологии того времени.
Почти в сорока километрах от Лондона, в Бруквуде, был приобретен огромный участок земли, рассчитанный проектировщиками как минимум на 6 миллионов захоронений. Создатели нового некрополя полагали, что самое стремительное развитие города не приведет к тому, что районы Лондона доберутся до этих мест.
А за доставку умерших к месту последнего приюта должна была взяться железная дорога. В 1854 году была открыта линия London Necropolis Railway — специальный маршрут, идущий к Бруквудскому кладбищу, или иначе, к Лондонскому некрополю.
Ежедневно в 11:35
Как водится в Англии, ритуальная железная дорога была максимально упорядочена. Существовали вагоны трех классов как для усопших, так и для тех, кто ехал на похороны. Кроме того, были разделены адепты англиканской церкви и других конфессий.
Поезда от специальной станции в Лондоне отходили ежедневно в 11:35, кроме воскресенья — в этот день состав следовал на пятнадцать минут раньше. До кладбища поезда добирались около часа. Обратно состав уходил чуть менее чем через два часа — считалось, что для похорон этого более чем достаточно.
Помимо текущих захоронений, линия London Necropolis Railway занималась перевозкой останков со старых кладбищ Лондона. За несколько десятилетий в Бруквуд переместили захоронения более чем с 20 некрополей города.
Роковой 1941-й
Авторы проекта считали, что ритуальная железная дорога будет обеспечивать перевозку до 50 000 умерших в год. В действительности всё оказалось куда скромнее — за всю историю существования London Necropolis Railway ее средняя нагрузка составила 2300 покойников в год.
Со временем поезда перестали ходить каждый день по причине того, что «пассажиров» не было. Последним, кого перевезла London Necropolis Railway, стал Эдуард Айриш — ветеран британской армии, умерший в апреле 1941 года. Поезд доставил гроб с его телом на кладбище 11 апреля, а менее чем через неделю главная станция Лондонского некрополя была разрушена в результате гитлеровского авианалета.
Восстановление сочли нерентабельным
До окончания войны заниматься вопросами восстановления линии не было возможности, а в 1945 году было решено, что отдельная транспортная линия для покойных не имеет смысла. До Бруквуда была построена шоссейная дорога, и доставлять гробы автотранспортом оказалось гораздо проще.
Тем не менее услуга перевозки покойных к Лондонскому некрополю сохранялась еще в течение нескольких десятилетий, но уже в рамках обычной железной дороги. Но в 1988 году в Великобритании перевозки покойных железнодорожным транспортом были окончательно прекращены.
«Целые похоронные поезда отходят ежедневно из Петербурга»
Надо сказать, что передовой британский опыт в XIX веке перенимался другими странами и в этой сфере.
Петербургский писатель Всеволод Гаршин в 1882 году отмечал: «Мертвый Петербург больше живого... Целые похоронные поезда отходят ежедневно из Петербурга, увозя десятки гробов; иные наставлены кучей в одном вагоне, другие занимают отдельные вагоны, торжественно красуясь на траурных катафалках».
Для обслуживания Преображенского кладбища Петербурга на Николаевской железной дороге была создана специальная платформа для приемки гробов и похоронных процессий.
Впрочем, до лондонского размаха отечественный траурный маршрут не вырос.