Мужество было беспримерным
В уходящем году исполнилось 120 лет со дня окончания русско-японской войны и 80 – Второй мировой. Эти события, значительно удалённые по времени друг от друга, тем не менее неразрывно связаны.
Как известно, Вторая мировая закончилась, когда 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» в Токийской бухте в присутствии полномочных представителей СССР, США, Китая, Великобритании, Франции и других союзных государств был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Мощнейшую армию Страны восходящего солнца советские войска разгромили меньше чем за три недели! А теперь факт не столь известный: выступая по этому случаю с обращением к советскому народу, Иосиф Сталин, на тот момент – председатель Государственного комитета обороны, отметил: «У нас есть ещё свой особый счёт к Японии. Свою агрессию против нашей страны Япония начала ещё в 1904 году во время русско-японской войны… Поражение русских войск в 1904 году легло на нашу страну чёрным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы этого дня. И вот этот день наступил…»
Причинами появления того самого «чёрного пятна» стало множество самых разных стратегических, экономических, политических и даже географических (удалённость места ведения боевых действий от Центральной России) факторов. Но, как верно написал позднее японский историк Масатака Исэ, давая оценку одному из решающих морских сражений той войны – Цусимскому, «русские проиграли в тактике и технике, но не в боевом духе». И такие слова представителя врага, которые можно отнести к подавляющему большинству наших защитников Отечества, участников тех событий, дорогого стоят! А ярчайшими примерами проявления боевого духа, беспримерного мужества русских моряков и военных стали подвиги экипажей двух крейсеров – «Варяга» и «Авроры», истории которых навеки остались в памяти нашего народа. Но насколько же разными были судьбы этих кораблей!
Крейсер «Аврора» 1900-е гг.
…В конце неспокойного XIX века перед военным ведомством России остро встал вопрос усиления флота, способного противостоять силам ведущих морских держав. Своих производственных мощностей не хватало, поэтому заказ на проектирование и строительство одного из бронепалубных крейсеров 1-го класса получила американская компания «Крамп». Корабль, которому дали имя «Варяг», был заложен на верфи в Филадельфии и спущен на воду 1 ноября 1899 года. Судостроители считали его чуть ли не вершиной инженерной мысли, но на поверку он оказался далёким от совершенства. И 3 мая 1901 года новый крейсер отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. А в феврале 1902-го «Варяг» прибыл на Дальний Восток в качестве одного из лучших кораблей российского флота.
Блокированные в порту значительно превосходящей их японской эскадрой, русские моряки предприняли неудачную попытку прорваться к своим в Порт-Артур. После чего, не желая сдавать корабли неприятелю, открыв кингстоны, затопили «Варяг» и взорвали «Кореец».
Подвиг и героизм моряков крейсера царская Россия оценила высоко. Император Николай II 29 апреля 1904 года принимал в Зимнем дворце оставшихся в живых офицеров и матросов, многие из которых ещё не до конца излечились от ран. Все члены экипажа были награждены орденами и медалями. В этот день в Зимнем дворце присутствующие впервые услышали похожую на гимн песню «Врагу не сдаётся наш гордый “Варяг”». Слова написал немец Рудольф Грейнц, восхищённый необыкновенной храбростью русских моряков. Поэтесса Евгения Студенская перевела это стихотворение с немецкого языка на русский. Алексей Турищев, музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка, написал музыку. Турищев, кстати, принимал участие во встрече русских моряков в Зимнем дворце.
Моряки крейсера «Варяг»
Автор этих строк (полковник милиции в отставке, ветеран боевых действий – Прим. ред. ) с особой гордостью вспоминает, что с самого начала боя и до момента затопления крейсера «Варяг» на своём боевом посту находился машинист-механик Андрей Варавин. Когда крейсер стал тонуть, он прыгнул в ледяную воду и, ухватившись за бревно, держался за него до тех пор, пока его не подобрало итальянское судно. Речь идёт о старшем брате моего деда Бориса Денисовича Варавина – Андрее Денисовиче. Он родился в 1881 году в городе Калаче Воронежской губернии. Окончил местное реальное училище, получил специальность механика. В октябре 1902-го был призван на военно-морскую службу, куда зачислялись матросами только лица, имеющие неполное или полное среднее образование. В феврале 1903-го прибыл в сибирский флотский экипаж, стал матросом 2-й статьи. А 2 августа был зачислен в команду крейсера «Варяг», в 13-й флотский экипаж. 23 февраля 1904 года Варавина Андрея Денисовича наградили знаком отличия Военного ордена 4-й степени (Георгиевский крест) за № 97876, 31 августа 1904 года – медалью в память о бое при Чемульпо, в 1954 году – государственной наградой СССР и России – боевой медалью «За отвагу».
Его отремонтировали и ввели в состав военно-морских сил Японии, дали новое название – «Сойя», хотя на корме сохранилось прежнее. Крейсер стал учебным кораблём, на котором молодых матросов учили мужеству и храбрости на примере легендарного экипажа. А в 1916 году российские власти выкупили боевые корабли, взятые японцами в качестве трофеев. «Варягу» вернули прежнее имя и включили в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В феврале 1917 года крейсер отправился на ремонт к союзникам по Антанте – англичанам. Пока он находился в Великобритании, в России к власти пришли большевики, которым не было дела до старого крейсера. Как военный корабль он к тому времени устарел, и англичане решили, что единственный способ хоть как-то заработать на «Варяге», – сдать его на металлолом. Однако в 1920 году, когда крейсер повели к месту разделки, у берегов Шотландии во время сильнейшего шторма «Варяг» напоролся на скалы и намертво на них застрял. Несколько английских и немецких компаний потратили немало усилий, чтобы стащить крейсер со скал, но потерпели неудачу. В результате корабль стали разбирать на металл прямо на месте. В 1925 году то, что осталось от «Варяга», взорвали, дабы облегчить ведение работ: демонтировать его полностью в таких условиях не представлялось возможным. Можно сказать, что корабль второй раз в своей истории не сдался на милость победителя!
Настолько сокрушительное, что слово «Цусима» стало нарицательным. Несмотря на общее численное и техническое превосходство японских кораблей, наша эскадра приняла бой, в ходе которого потеряла убитыми и утонувшими 5045 офицеров, кондукторов, нижних чинов. 368 получили ранения. В плен попали 7282, включая двух адмиралов. Были затоплены или взорваны своими экипажами 21 корабль (7 броненосцев, 3 броненосных, 2 бронепалубных и 1 вспомогательный крейсер, 5 миноносцев, 3 транспорта). В этот перечень потерь не попала «Аврора», уцелевшая в сражении.
Кормовой флаг крейсера «Аврора» после Цусимского сражения
Корабль, спуск которого на воду состоялся 24 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, к началу русско-японской войны был одним из новейших, но отнюдь не самым совершенным. Из-за перегруженности казённых верфей в Петербурге, где шло строительство «Авроры», работы велись в спешке, при острой нехватке рабочих рук. Машины и котлы оказались ненадёжными, крейсер так и не достиг планируемых показателей скорости. Было немало вопросов и к его вооружению. Чтобы довести «Аврору» до ума, требовалось ещё немало времени, но его не было: резко обострилась обстановка на Дальнем Востоке. На Балтике формировалась Вторая Тихоокеанская эскадра, которой предстояло пройти через три океана и изменить ситуацию на морском театре военных действий. 16 июня 1903 года в её состав официально включили «Аврору».
Во время всего многочасового Цусимского сражения экипаж вёл себя исключительно мужественно. Так, комендор Кривоносов выбросил в море неразорвавшийся японский снаряд. Моряки Тимерев и Репников потушили пожар, вспыхнувший в непосредственной близости от бомбового погреба, тем самым предотвратив взрыв боезапаса. А старший офицер корабля капитан 2-го ранга Аркадий Небольсин (впоследствии – контр-адмирал), несмотря на два ранения и ожоги, остался в строю и принял командование крейсером после гибели на боевом посту командира – капитана 1-го ранга Евгения Егорьева. В ходе боя осколками на «Авроре» шесть раз сбивало флаг, но русские моряки снова водружали его на место. За время Цусимского сражения крейсер выпустил по врагу более 1900 снарядов разного калибра. 18 раз в него попали японцы. В бою, помимо командира, погибли 14 матросов. Ранения получили 82 члена экипажа.
После неудачной попытки прорваться в сторону Владивостока, уцелевшие в сражении русские корабли, в том числе «Аврора», вышли из Корейского пролива и прибыли в филиппинский порт Манила, находившийся под контролем США. Соединённые Штаты в русско-японской войне официально держали нейтралитет, однако негласно поддерживали Японию. Поэтому находившийся в Маниле американский адмирал Трэн получил директиву из Вашингтона – русские должны либо разоружиться, либо покинуть порт в течение 24 часов. Петербург ответил: «Ввиду необходимости исправить повреждения разрешаю дать обязательство американскому правительству не участвовать в военных действиях. Николай». В данной ситуации это решение было единственно правильным – повреждённые корабли уже никак не могли изменить ситуацию, сложившуюся после поражения при Цусиме, и требовать от моряков новых жертв было бессмысленно. Так война для экипажей русских судов завершилась. 40 раненых с «Авроры» отправили в американский госпиталь. После ремонта и снятия всех ограничений, утром 15 октября 1905 года, крейсер в составе отряда кораблей, которым было предписано вернуться на Балтику, взял курс на Россию. И 19 февраля 1906 года вошёл в порт Либавы, завершив самый длительный в своей истории военный поход, продлившийся 458 дней. 10 марта 1906 года, после увольнения всех матросов, подлежащих демобилизации, в экипаже осталось чуть более 150 человек. «Аврору» перевели в резерв флота. А через 11 лет её холостой выстрел начал новую эру в истории нашей страны – стал сигналом к штурму Зимнего дворца в ходе Великой Октябрьской социалистической революции…