Катерина Кованжи: «Лучший источник сил — любовь к пению»
Одним из главных событий уходящего 2024 года в музыкальной жизни северной столицы стал XI Санкт-Петербургский международный фестиваль новой музыки — ежегодный форум современной музыки в России, который проводит петербургский центр современной академической музыки «reMusik.org». Он состоялся 23 мая — 8 июня и охватил различные направления современной академической музыки: экспериментальную, электроакустическую, электронную музыку, мультимедийные проекты, свободную импровизацию и другие.
Открывался фестиваль оперной премьерой в Мариинском театре, завершался гала-концертом в Большом зале филармонии, а между этими событиями прошли концерты на Новой сцене Александринского театра, в Шереметевском дворце, Екатерининском собрании и Новой Голландии. На открытии и закрытии форума выступила уже знакомая нашим читателям харизматичная и креативная меццо-сопрано Катерина Кованжи. На сцене Концертного зала Мариинского театра она исполнила партию Богини жизни и смерти в камерной опере «Восстание из мёртвых» китайско-швейцарского композитора Вэнь Дэцина (Deqing Wen, род. в 1958 г.) по произведению Лу Синя «Воскресение скелета». В эксклюзивном интервью Belcanto.ru певица поделилась впечатлениями о фестивале, о партии на китайском языке и рассказала о своих творческих проектах.
— Все солисты оперы «Восстание из мёртвых» — китайцы, а я единственная русская. Выучила на китайском языке красивейшую, но сложную партию. Когда маэстро Вэнь Дэцин прилетел к нам на репетицию из Шанхая, было волнительно услышать его оценку нашей работы. Композитор сердечно благодарил и подарил мне диск с записью шанхайской постановки его оперы.
— Как вы учили роль на китайском языке?
— Я благодарна Мариинскому театру и Мехди Хоссейни, директору Фестиваля новой музыки, за то, что они вовлекли меня в это запредельное испытание. Учила с 9 утра до 11 вечера, с перерывами лишь на еду и сон, во время которого в голове продолжала крутиться музыка и китайские слова. Зато теперь я на собственном опыте узнала, что у человека нет интеллектуальных границ. Есть воля, есть дисциплина и решимость действовать.
— Волновались перед спектаклем?
— У меня было чувство торжества! Труд был колоссальный, на грани невозможного, но в день премьеры «Восстания из мертвых» было настроение праздника, желание исполнить для петербургского слушателя необыкновенную музыку, прожить на сцене символичную роль Богини жизни и смерти. Моя героиня возвращала к жизни главного персонажа, который, оказавшись совсем один — без семьи, знакомой обстановки, одежды, отдал ей деньги за возвращение к смерти...
— Как проходила работа над оперой?
— Мы все предельно сконцентрировались. Китайские коучи мне помогали с произношением, следили за каждым словом, чтобы мой китайский понимали носители языка. Наши дирижеры — Виктория Добровольская и Тунжо Чжэн — были активны, вдумчивы и полны оптимизма. По распоряжению нашего Президента 2024-й и 2025-й — Годы культуры России и Китая, и мы по-своему, с неподдельным энтузиазмом, укрепляли культурный мост между нашими державами. Это почетно, и мы чувствовали, что наша работа войдет в историю.
— Ваши впечатления от выступления?
— Меня охватило воодушевление. Артистизм китайских коллег, дирижерская энергетика Виктории и Тунджо и сама акустика Концертного зала Мариинского театра добавляли голосу звучания, глубины, красок. Чувствовался интерес публики, которая увлечённо следила за сюжетом, нашей игрой, прислушивалась к музыкальному языку. В зале было много музыкантов — певцов, композиторов, дирижеров, и их профессиональное одобрение и поддержка очень важны.
— В Большом зале Петербургской филармонии на закрытии фестиваля мы снова услышали ваш голос.
— Этот опыт перевернул моё восприятие музыки, даже окружающие звуки я начала слышать по-новому, пройдя настоящее испытание. Выучить для гала-концерта наизусть атональные произведения со сложными сменами размеров и ритмов было не менее трудно, чем оперу на китайском языке. Но снова — воля и желание развиваться, выходить на новый уровень. Для меня лучший источник сил — это искренняя любовь к пению!
Во время фестиваля я влюблялась дважды: в мою партию Богини в китайской опере и в музыкальные сцены Светланы Лавровой («Трепет») и Наташи Диелс («Цвета не совпадают»). В них я нашла красоту, мелодизм, эмоции, юмор — теперь мне эти произведения не забыть. С ансамблем Repons мы словно плыли на корабле по волнам новой музыки, а нашим капитаном была энергичная, яркая, строгая и внимательная Сабрие Бекирова (ученица легендарного Ильи Мусина). Мы ловили каждый её дирижерский жест, и все были сотворцами в каждом моменте. Сотворчество — вот то, что я открыла и полюбила на нашем фестивале новой музыки! И теперь как оперная певица я открыта не только для русской музыки или бельканто.
— Какие проекты питают ваше творчество?
— Это мой проект «Симфония культур», который существует уже второй год. Моя авторская программа с одноименным названием выходит два раза в неделю на радио «Эрмитаж». В Петербурге эту радиостанцию любят и меня иногда узнают по голосу. Каждый раз кто-нибудь из знакомых звонит и говорит, что слышал «Симфонию культур». Я делаю передачи о людях, которые вносят неоценимый вклад в культуру Петербурга и таким образом становятся настоящими петербуржцами, таких как Валерий Гергиев, Юрий Темирканов и др. В этом году я сделала эфиры об иранском композиторе Мехди Хоссейни и дирижере Теодоре Курентзисе.
Второй год провожу международный фестиваль «Симфония культур». В этом году в нем участвовали российские, сирийские, египетские, саудовские, африканские, китайские художники и певцы. Большой резонанс в арабской, африканской, российской прессе говорит о том, что эта тема трогает сердца людей. Некоторые участники проекта стали героями программы «Симфония культур» на радио «Эрмитаж».
Еще одно мое детище — международный оперный конкурс во Франции «Corsica Lirica». В этом году состоялся юбилейный, пятый конкурс. Приличные по размеру и многочисленные премии (их было 14) победителям, возможности выступлений, прослушиваний. Мне радостно помогать оперным певцам обрести крылья уверенности и удачи в карьере! И у меня отличная интуиция: многие лауреаты уже в высоком полете, а обладатель приза «Надежда» — сопрано Лиза Шаиб — подписала контракт с парижской Оперой Бастилии.
Беседу вел Иван Фёдоров
Фото: Белла Рич ©️ reMusik.org