Ненавидел СССР и пережил кошмар в Америке — потерял жену и любимое дело, оказался на костылях. История о Ирбе
Локаут — тяжелое время в жизни вратаря.
Глядя на карьеру Артура Ирбе, можно было бы подумать, что он счастливый человек. Уроженец Риги дважды выигрывал чемпионат мира, признавался лучшим голкипером мирового первенства, становился серебряным призером чемпионата СССР, добирался до финала Кубка Стэнли и провел в НХЛ 13 лет. О чем еще мечтать хоккеисту? Но для самого Ирбе, как оказалось, все было не так просто. Во-первых, он искренне ненавидел Советский Союз. Причем выяснилось это уже после распада страны. После победы над сборной России на чемпионате мира 2000 года в Санкт-Петербурге Артур дал волю эмоциям и высказал все, что думает.
«Имел ли матч с Россией повышенную значимость? Думаю вы не удивитесь, если я отвечу — да. Конечно. Для нас это был не столько даже хоккей, а что-то намного-намного большее. Мы победили не просто так. Это — судьба, все было предначертано… Свершилось великое дело, о нем можно говорить и говорить. Но невозможно описать словами, что эта победа означала для нашей маленькой страны, для наших болельщиков. И что в эти минуты творилось в душе у каждого из нас. Наступило мгновение, которого наша страна ожидала целых 55 лет. Мы как будто вернули долг. Десятки лет наша страна находилась под диктатом советской власти, очень много наших родных положили головы за свободу Латвии. Вы говорите «грозный 41-й», а у нас еще был грозный 40-й, когда пол-Латвии эшелонами вывезли в Сибирь. Многие обратно так и не вернулись. Кто-то в эти годы вынужден был убежать за границу. А кто-то решил сражаться за свободу нашей страны в рядах германской армии. Раньше я никогда особо об этом не говорил, но сейчас скажу: оба моих деда воевали в ту войну на немецкой стороне», — говорил Ирбе в интервью.
Во-вторых, в карьере чемпиона мира хватало провалов. Например, в 19 лет его пригласили в юниорскую сборную России. Команду возглавлял главный тренер «Химика» Владимир Васильев. Поначалу он доверял латвийскому голкиперу, но со временем доверие исчезло. И Артур совсем перестал выходить на лед. Юный страж ворот задал наставнику прямой вопрос о причинах такой ситуации. И получил откровенный ответ — Васильев в него не верил. После того разговора Ирбе рассказывал, что внутри у него что-то надломилось. Следующие несколько месяцев он не мог прийти в себя, поскольку тоже начал сомневаться в своих способностях. Но со временем все вернулось на свои места.
Однако с возрастом кризисы в жизни Ирбе никуда не делись. В таких ситуациях его состояние сильно ухудшалось. Самый тяжелый период в жизни голкипера пришелся на локаутный сезон-2004/05. В этом нет ничего удивительного — нарушение привычного порядка в жизни может привести к мощному стрессу любого человека. А локаут подразумевает под собой неопределенность. Хоккеистам приходится уезжать в другие чемпионаты, искать команды и как-то поддерживать форму. На приостановку регулярки НХЛ наложилась еще и серьезная травма колена, которую Ирбе получил в одном из матчей. А ведь Артур был вице-президентом Профсоюза хоккеистов, поэтому ему пришлось на костылях регулярно кататься по многочисленным встречам с руководителями лиги. Ведь локаут сам собой не закончится — для этого нужно было проводить много совещаний и пытаться прийти к консенсусу.
Со всем этим по отдельности можно было бы справиться, но к вышеперечисленному перечню проблем добавились еще и семейные трудности. Семья Ирбе распадалась — они с женой оформляли развод. Единственное, что чемпиону мира помогло справиться со всей этой напастью — это вера. В тот период Артур стал крайне верующим человеком и продолжает придерживаться этой позиции до сих пор.