Об этом председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Алексей Михайлов рассказал сегодня на пресс-конференции.
Что случилось. Сегодня В ТАСС прошла пресс-конференция, на которой Михайлов представил изменения, которые КГИОП намерен внести в городской закон №820-7 о зонах охраны объектов культурного наследия.
Михайлов рассказал, что в закон вносятся как плановые изменения, так и более значимые — расширение временных рамок для признания застройки исторической, система категоризации ценности такой застройки и адресные перечни «средовых» и «рядовых» объектов, которые в перспективе должны стать исчерпывающими. При этом в закон не внесут список «несредовых» объектов, против которого выступали градозащитники.
Что поменяется.
- Если представленные изменения будут внесены в закон, то исторической застройкой в центральных районах города будут признаны дома не только до 1917 года, как было раньше, но и советская застройка до 1957.
- Историческая застройка будет оцениваться по фиксированным критериям и распределяться по четырем категориям ценности. Эти критерии: историческая, архитектурная, градостроительная и функционально-типологическая ценность. Категория ценности будет определять степень защиты зданий от сноса и других вмешательств.
- Также КГИОП намерен двигаться к полной инвентаризации застройки исторического центра Петербурга. Сейчас вводятся два адресных списка ценных объектов застройки — «средовых» и «рядовых». Они будут находиться под разной степенью охраны. Не вошедшие в списки здания будут получать или не получать охранный статус по процедуре распределения по категориям ценности.
Почему это важно.
КГИОП не стал вводить адресный список «несредовых» объектов, который бы лишил их охраны. Такой список комитет предложил еще в ноябре 2023 года. Против новшества выступали градозащитники. Они заявляли,что изменение в законе позволит компаниям-застройщикам сносить исторические здания и строить на их месте жилые комплексы. Также активисты обвинили КГИОП в том, что чиновники невнимательно изучали исторические здания, которые были включены в список «несредовых».
На пресс-конференции Михайлов назвал предложение КГИОП списка «несредовых» объектов сознательным экспериментом комитета, а также преждевременным шагом.
Вопросы к КГИОП. На пресс-конференции также выступили члены совета по сохранению культурного наследия при Смольном Игорь Пасечник и Святослав Гайкович и зампредседателя совета петербургского ВООПИК Елена Резникова.
Пасечник и Гайкович выступали как «представители профессионального сообщества» градостроителей и высказались с поддержкой изменений. Резникова выступала как «представитель общественности» и рассказала, что реакция на нововведения, которые изначально предлагал КГИОП, была скорее негативной. Она считает, что это было вызвано тем, что противники изменений ориентировались на «обрывочные сведения» и «нервные интонации».
На пресс-конференцию смогли попасть только аккредитованные журналисты, активистов-градозащитников в зал не пустили. Несколько человек дожидались конца мероприятия на улице. Они попытались задать свои вопросы представителям КГИОП, когда они выходили из здания, но они отказались на них отвечать. Телеграм-канал «SOS СПб СНОС» показал, как Михайлову трижды безуспешно задали вопрос о том, что будет со зданиями, которые не войдут в окончательные списки «средовых» и «рядовых» объектов.