«Вводить Газманова и Шамана в школьное образование – это значит отбить у школьников всякое желание слушать патриотические песни»
Вводить Газманова и Шамана в школьное образование – это значит отбить у школьников всякое желание слушать патриотические песни», – говорит российский оперный певец, солист Большого Театра (2003-2009) и педагог Сергей Москальков , продолжая полемику о предложении ввести песни Газманова и Шамана в школьную программу.
Патриотическая песня – это не обязательно, чтоб прямо в лоб. Есть, конечно, образцы великих песен, которые бьют в лоб. Например, «Священная война». Но таких песен не так уж много и они были написаны сугубо по случаю, что ли. Но такие случаи – тоже редкость, чтобы без всяких иносказаний говорить прямо: вставай, пошли, всех разгромить надо.
Патриотическая песня, на мой взгляд, это… ну, например «Поле, русское поле». Необязательно, чтоб было напролом: Русь – Родина моя, я – русский, встал и пошел. В основе песни лежит красивая мелодия и поэзия, а поэзия – это же образы.
Где, какие образы у Газманова и Шамана? Есть такое однобокое понимание, что патриотическое воспитание – это когда вскочили, вскинули руки и побежали. Но это не так.
Как раз наиболее патриотично будет, чтобы дети знали свою культуру, историю, в том числе и историю музыки. Допустим, если бы фольклор изучали – вот это было бы действительно патриотично.
Откуда берется патриотизм? С того, что ты знаешь историю своей страны и понимаешь, что этим стоит гордится. А то, что из каждого утюга и так льется, не является высокими образцами. Чем тут гордится: тем, что нравится, если брать сами песни, ограниченному кругу и не является мировым музыкальным достижением?
У нас есть чем действительно можно гордиться и что действительно бы воспитывало патриотизм.
Расскажите детям лучше о Чайковском, который является самым исполняемым композитором в мире. Расскажите о том, какой вклад русская музыка внесла в мировое искусство. Как мы через Чайковского, Рахманинова, Стравинского, Шостаковича стали лидерами в этой области. И вот если об этом рассказывать, вот это и есть патриотическое воспитание, а не через песни Газманова и Шамана».
Патриотизма в Шамане реально меньше, чем в песнях Джанго или Радио-тапка», но его продвигают как супер-патриота»
Продолжаем обсуждать инициативу о внесении песен Shaman’a в школьную программу со школьным учителем, председателем Санкт-Петербургского городского родительского комитета Михаилом Богдановым .
Проблема в том, что Дронов – это просто исполнитель, причем ничем не лучше и не хуже многих. «Патриотизма» в нем реально меньше, чем в песнях Джанго или «Радио-тапка». Но его продвигают как «супер-патриота».
Когда мне дети на уроках музыки (а я вел музыку несколько лет) с сарказмом в голосе говорили: «а почему мы не поем патриотические песни «Шамана»?», я встречно спрашивал – «а вам не видится странным, что исполнитель, именующий себя «патриотом» свой псевдоним пишет латиницей?
Мне кажется это странным и непатриотичным. Так что не патриот он, а шоу-мен.
Да и скучный он, однообразный. Ничего ценного в его «творчестве» я не вижу.»
На этом тема с «патриотом» Дроновым закрывалась.
Кстати, отмечу, что подростки его реально не уважают. Видят фальшь в его образе и песнях. Ненастоящий он для них. Рисованный и неинтересный.
Поэтому не считаю нужным вообще говорить о нем в рамках предмета «Музыка». Есть куда более интересные исполнители и авторы.
Президент однажды сказал про «коньюнктуру сегодняшнего дня» в отношении «модного» «блогерства».
Ситуация с Дроновым – из этой же серии. Школа не должна реагировать на «коньюнктуру». Школа – это консервативный институт и таковым должна оставаться».