«Маме снова 17»: наладить отношения между детьми и родителями под силу только волшебству?
В преддверии Дня учителя вышел новый российский фильм о школьниках, первой любви, дружбе, отношениях в классе и даже ранних абортах. Но главной его темой стало взаимопонимание поколений внутри семьи. Современный кинематограф не оставляет попыток снять картину о школе, которая могла бы встать в один ряд с «Большой переменой», «Розыгрышем», «Дорогой Еленой Сергеевной» и другими фильмами — классикой советского кино. Вот только сами учителя современные картины почти не смотрят. Говорят, они не отражают реалий нынешней школы: то ученики слишком взрослые и умные, то педагогов или администрацию выставят монстрами. В прошлогоднем фильме «Я делаю шаг», например, в главные герои вывели страдающего дислексией — молодой человек не умеет складывать буквы в слова, но при этом идет преподавать литературу.
Режиссер — Анна Курбатова,
продолжительность — 1 час 48 минут,
места съемок: Санкт-Петербург
Если зрители через годы и будут пересматривать фильм «Маме снова 17», то, возможно, ради Светланы Ходченковой, сыгравшей одну героиню в двух очень разных ипостасях, и молодых артистов, из которых кто-нибудь вполне может стать звездой. Интересные герои, неплохие шутки, неожиданная завязка истории, два четко прописанных конфликта: среди представителей младшего поколения и среди старшего. Кино поднимает немало проблем, но при этом не пытается как-то углубиться в них, касаясь всего достаточно поверхностно. Событий происходит очень много, оттого динамика у фильма высокая.
«Я просто не прожила эти 19 лет, их у меня украли!»
17-летняя Ольга Глаголина просит ясновидящую и колдунью Екатерину Евгеньевну дать ей какой-нибудь отвар, чтобы ее трехнедельная беременность тихо «рассосалась» — и мама бы ничего не узнала. Та не отказывает, но предлагает сначала кое-что увидеть, а потом уже Оля сама решит, нужно ей зелье или нет. В доме у Екатерины Евгеньевны девчонка задувает свечу и переносится на 19 лет вперед из 2005-го в 2024 год. А здесь к Ольге уже обращаются по имени-отчеству: она директор родной школы и мама одиннадцатиклассника Ивана (Олег Савостюк). Чтобы показать, какой она была до всех этих волшебных событий, действие в нынешнем времени начинается за день до того, как разум 17-летней девушки попадет в ее же, только уже 36-летнее тело.
И, наверное, самое любопытное в фильме — наблюдать, как строгая и очень принципиальная директриса вдруг изменяет своим же правилам, потому что слетают все настройки. У 17-летней Ольги нет ни опыта, ни словарного запаса, ни манеры поведения той будущей Ольги Васильевны, зато много порывистости и непосредственности. И Ходченкова меняет пластику, жесты, даже взгляд своей героини, становясь обычной девчонкой. Что отличает актрис от других женщин? Они не боятся выглядеть в кадре глупо и нелепо, если того требует образ. И Ольга с сыном сначала уравниваются в ролях, а потом словно меняются ими. Иван старше ее на год. Он начинает заботиться о ней и решать ее проблемы, потому что у Ольги только один сценарий поведения в стрессе: упасть на диван и смотреть в одну точку. Конечно, такую новую маму Иван принимает не сразу. Кажется, что прежняя, какой бы правильной и категоричной она ни была, как бы ни пыталась ограничивать его свободу, нравилась сыну больше.
Учитель-дефектолог чебоксарской школы № 19 Татьяна Атарова по просьбе «СЧ» посмотрела фильм, и он ей понравился большим пластом тем, которые там подняты. Только зря его позиционируют как комедию, считает Татьяна Сергеевна, видимо, пытаются привлечь больше зрителей, а фильм гораздо глубже, он получился очень жизненным.
«Школа, показанная в фильме, похожа на реальную, но в чем-то доведена до абсурда. Старшеклассники действительно приходят в класс не столько учиться, сколько общаться, и отношения между мальчиками и девочками в школе есть. Только, может быть, не так открыто они их показывают, как в фильме. У Светланы Ходченковой, на мой взгляд, достойно получилось сыграть семнадцатилетнюю девчонку. Даже в плане сленга — он действительно из 2005-го. У современной молодежи другие выражения, что мы видим, когда, например, ученики разговаривают по видеосвязи. При этом в процессе общения с молодежью из 2024-го героиня показала себя как тонко чувствующий человек. Она была свободна от той личности мамы, она не знала, какой была директор школы, и к своей бывшей однокласснице, с которой еще в юности поссорилась, легко подошла, и нашла общий язык с молодежью-2024. Получается, ее сын сейчас живет теми же проблемами, какие были у нее девятнадцать лет назад, ну, кроме нежелательной беременности. Мне кажется, Ольга смогла воспитать достойного ребенка, и путь главной героини заслуживает уважения: как она изменилась, от чего отказалась ради сына, стала такой правильной, хотя в 17 лет была оторвой», — поделилась своим мнением учитель-дефектолог Татьяна Атарова.
Мы сразу понимаем, что Ольга останется в теле 36-летней до того момента, пока не осознает, что ближе Вани у нее никого нет. Но полфильма будет метаться по Петербургу в поисках Екатерины Евгеньевны, чтобы вернуться в «любименький 2005-й». Сценаристы не стали углубляться в отношения матери и сына, придумывать прошлое, о котором бы Иван рассказывал Ольге, а закрутили достаточно сложную любовную линию. Героиня Ходченковой взаимодействует сразу с тремя мужчинами. За Ольгой Васильевной ухаживает военный комиссар, председатель совета школы Степан Мерцалов (Сергей Жарков). Он видит, что с ней в определенный момент начинает происходить что-то неладное, но даже не может себе вообразить, что в душе Оле вновь 17, и она увлеклась его сыном Макаром (Глеб Шевнин), первым парнем «на районе». А кто у нас нынче может гордо носить такое звание? Конечно блогер, у которого 150 тыс. подписчиков. Сам Макар засматривается на одноклассницу Тропинкину, в нее же тайно влюблен и Иван.
«Какие проблемы в 18 лет? Проблема — когда тебе под сорокет!»
Довольно быстро становится очевидным, что в финале истории Ольгу нельзя оставить ни с отцом, ни с сыном Мерцаловыми, поэтому в сюжет вводят Алексея Ласточкина (Константин Крюков). Бывший Олин одноклассник устраивается в родную школу психологом, чтобы каждый день наблюдать за молодым поколением и писать диссертацию. Задача у Константина Крюкова простая: сыграть хорошего парня, способного вовремя подставить Ольге свое плечо. Без этого героя вполне можно было бы обойтись, но, видимо, создатели фильма посчитали, что матерью-одиночкой такая красивая женщина тоже не должна быть и нужно, чтобы она обрела женское счастье. Впрочем, на этом мужские персонажи не заканчиваются, Ольге еще придется познакомить Ивана с его отцом «Икотой» — Игорем Котом.
Что в фильме кажется странным и недодуманным: 17-летней Ольге, чтобы ее не рассекретили коллеги и ученики, по идее нужно пытаться быть максимально приближенной к своему 36-летнему образу. Они же с Иваном едут в магазин покупать ей новую одежду, костюмы в модном сейчас стиле оверсайз и кеды. Вместо привычной строгой прически Ольга является в школу с полурастрепанным хвостом. И с ним она проходит весь фильм. Даже открытый урок будет вести такой лохматой. Понятно, что красавицу Ходченкову ничем не испортишь, но это вызывает недоумение просто с точки зрения здравого смысла. Конечно, будучи 17-летней, Ольга не может вести себя и разговаривать как директор школы, но постараться выглядеть серьезнее вполне могла бы. Зачем так сразу палиться?
А уж когда она надела блестящую куртку, кожаные шорты, ботфорты и накрасила глаза голубыми тенями, чтобы соблазнить Макара — надо было давать финальные титры. Все, занавес! Как такая глупая девчонка, не способная отдавать отчет в своих поступках и управлять эмоциями, могла к 36-ти годам вырасти в руководителя школы? Ну ладно, ей приятно было посидеть на балконе в компании симпатичного Макара, но зачем закрываться с ним в спальной? Мало было беременности от Икоты? Да и на минуточку, Макар-то воспринимает ее как директора, а не как девушку. Ольга в конце фильма что-то будет объяснять про себя взрослеющему сыну, но все прозвучит неубедительно.
То есть сценаристы потратили много времени, продумывая образ Ольги, даже нашли для нее любимое выражение «Ясен-красен», чтобы выделить ее речь из 2005-го на фоне сегодняшней молодежи, но при этом просчитались в главном — линии поведения. Прекрасная задумка — сделать маму младше сына на год и посмотреть, наладятся ли их отношения — увязла в несостыковках. Кажется, стоило совсем чуть-чуть доработать сценарий, и рейтинг фильма был бы выше. Хотя образы героев и некоторые шутки, наверное, зрителям запомнятся.
— Богатой будешь, — говорит Ольге Ласточкин, не узнавший строгую директрису в новом образе: с хвостиком, в модных широких брюках и кедах.
— Лучше молодой и без запар! — легко находится она.
«Когда я слышу, что родители не могут «найти управу» на подростков, мне кажется, просто не там ищут. Значит, они занимают такую позицию: «Я выше, я мудрее, я старше. Ты маленький, ты не знаешь жизнь. Слушай, что я говорю, потому что я права». И забывают, что когда-то сами были на месте этого ребенка и многого не понимали, но также переживали, искали, плакали. Я с уважением отношусь к тем трудностям, к тем вопросам, которые возникают сейчас у моих учеников, и они чувствуют, что я стараюсь их понять, — говорит учитель-дефектолог Татьяна Атарова. — «Не нужно воспитывать детей — воспитывайте себя» — фраза избитая, но она работает. Мне в свое время очень повезло с учителями. Они заложили такую базу, которая и сейчас позволяет работать, жить, быть достойным гражданином своей страны. Конечно, и семья многое дала: родители — инженеры, а все мои бабушки и дедушки — учителя, так что я продолжаю их дело.
После просмотра фильма у меня возникло предложение — сделать Пушкинскую карту и для педагогов. Зарплата не позволяет посмотреть все, куда хотелось бы сходить с учениками. А карта открыла бы нам намного больше возможностей вместе посещать концерты, театральные постановки, кино и обсуждать их потом в классе. Этот фильм я бы однозначно порекомендовала посмотреть коллегам, ученикам, родителям. 12+ — тот возраст, когда ребенок уже полноценный человек, просто маленький. А детям нравится, когда разговаривают с ними по-взрослому и обсуждают серьезные темы».