Как в России власти наказывали мужчин, которые зашли в женскую парную
Попытки запретить представителям разных полов мыться вместе предпринимались еще при первых царях династии Романовых. Так, указ 1646 года гласил: «…чтобы в Нижнем Новгороде в торговых банях мужики с женками вместе не парились», а в Указе Правительствующего Сената от 1741 года было написано: «…мужики и женки парятся в особых банях, а не вместе».
Но особого успеха эти указы не имели. И это неудивительно: русские мужчины и женщины много веков парились вместе. К тому же обслуживанием клиентов в банях занимались девушки. Об этом вспоминал приятель царя Петра Николаас Витсен («Путешествие в Московию, 1664-1665»). Витсен рассказывал о том, что девушки мыли не только купающихся женщин, но и мужчин. А дворянин Фридрих Бергхолц в 1721 году отмечал: «Русские и чухонские женщины, прислуживающие там, превосходно знают свое дело. Они умеют дать ту степень теплоты или холода, какую вы сами пожелаете, и мастерски ухаживают за вами».
Неудивительно, что после того, как во многих торговых (общественных) банях установились различные дни для мытья мужчин и женщин, а также начали широко устраиваться отдельные мужские и женские бани, желающие заглянуть в соседнее отделение бани не переводились еще долго. Именно поэтому, по словам Бориса Рыбакова, автора издания «Очерки русской культуры XVIII века», в Уставе благочиния 1782 года Екатерина II снова обратилась к этой теме, запретив вход в баню лицам другого пола. Но заядлых нарушителей запрет снова не напугал, потому как даже в XIX веке «банные» проблемы снова оказались в текстах законодательных актов.
Вот и в Своде законов (Свод уставов благочиния), вышедшем в свет в 1842 году под редакцией Дмитрия Блудова, в главу «О непотребстве» были включены и статьи, касавшиеся порядка посещения общих бань. В статье 223 говорилось о том, что мужчинам старше 7 лет запрещено входить в женскую баню. Аналогичное правило распространялось и на женщин. Статьей 227 Свода законов за подобные выходки предусматривалось наказание в виде штрафа. За «банную» проделку любопытные мужчины (или женщины) должны были выложить сумму, равную суточному содержанию заключенного в смирительном доме, а «сверх того посылать таковых в тот дом топить бани, пока не заплатят пени» («Свод законов российской империи», Санкт-Петербург, 1842 год).