Холодок: итоги недели от редактора ЕАН Артема Рябова
Предпоследняя неделя лета. Из событий: осетровая луна и первый приговор по делу о гибели Далера Бобиева. Мобилизованному на СВО екатеринбуржцу, год не получавшему зарплату, перечислили первые деньги. Власти пообещали Екатеринбургу «трехэтажную» дорожную развязку на ЕКАД. А власти федеральные проанонсировали строительство на Среднем Урале еще одной атомной электростанции. Сотрудники национализированного «Уралбиофарма» обратились к президенту РФ: бизнес-методы нового топ-менеджера, бросившего курить, депутата заксобрания Александра Серебренникова показались им слишком «драконовскими». Областной министр спорта Леонид Рапопорт пригрозил свердловскому футбольному «Уралу» расстрелом. А главный федеральный рупор СВО, телеведущий и телеграмер Владимир Соловьев в ходе визита в Екатеринбург рассказал, как уральской столице продолжать бороться с бесами.
В прошлые выходные «город бесов» Екатеринбург отмечал свое 301-летие. Стихов в Литературном квартале, как я и писал неделю назад, не было. Прогнозированного синоптиками проливного дождя тоже не случилось, потому погода не помешала 350 тысячам жителей и гостей города посетить площадки праздника 17 августа. Цифра по сравнению с показателями прошлого, юбилейного, года не впечатляющая, но вполне достойная. Как прокомментировал градоначальник Алексей Орлов, в этом году организаторы приняли решение отказаться от пышных торжеств. «Это не помешало создать в центре Екатеринбурга добрую и уютную атмосферу»,— отметил мэр.
В доброй и уютной атмосфере прошлой субботы — на концертах и ярмарках, выставке ретроавтомобилей, фестивале «Атмофест», конкурсе «Мисс Екатеринбург» и двух праздничных фейерверках (в центре и в Академическом) — не хватало одного важного момента. Наблюдавшейся в предыдущие годы истовой дружбы между губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым и главой уральской столицы Алексеем Орловым. Нет, во всех своих публичных заявлениях, в совместных мероприятиях по-прежнему звучит фраза о том, что город и область — едины и неотделимы. Вот только, приглядевшись, начинаешь ощущать пробежавший между Куйвашевым и Орловым холодок.
Я опять про мой любимый Литературный квартал. На его презентации для губернатора перед открытием мэра не было. Отдувался за муниципалитет один из заместителей градоначальника. Это притом, что старт реконструкции давали вместе — благоустраивали клумбу возле памятника Пушкину. Конечно, коллеги из пресс-службы мэрии, прочитав эту фразу, начнут убеждать меня в том, что Орлову было просто не разорваться: мероприятий перед Днем города было пруд пруди. Вот только «прогулять» сдачу проекта губернатора (мы писали, что реконструкция Литквартала — идея Куйвашева) - того, в котором первое знаковое событие было совместным, как-то это странно.
Ощущение, что между губернатором и мэром уральской столицы есть какая-то напряженность, укрепилось и непосредственно в праздничную субботу. То, что Куйвашев выступал на открытии Дня города после Орлова, не недоработка протокола. Так принято, что первым выступает «хозяин» праздника. В Екатеринбурге таковым является все-таки Алексей Валерьевич. Губернатор выступал вторым. Евгений Владимирович поприветствовал горожан, напомнил про семейные ценности и про дружбу городов Свердловской области, про родственные чувства между ними и особую роль уральской столицы.
Обычно после торжественного открытия целой делегацией глава региона и глава города в сопровождении областных и муниципальных чиновников идут осматривать самые знаковые площадки праздника. Но не в этот раз. Отработав «обязательную программу»: возложив цветы к памятнику Татищеву и Де Геннину, поздравив горожан со сцены и попозировав с гостями праздника возле стенда Всемирных игр дружбы (их, кстати, перенесли на 2025 год), Евгений Владимирович удалился. Компанию ему составили вице-губернатор Олег Чемезов и замгубернатора Валерий Чайников. Алексей Орлов остался без поддержки областной исполнительной власти. Областных политиков в результате представляли в основном депутаты заксобрания региона. И то быстро «спеклись» и оставили градоначальника только в компании его подчиненных из мэрии.
Такое подчеркнутое невнимание первого лица Свердловской области и чиновников региона к событиям дня рождения столицы субъекта невольно вызвало воспоминания о прошлых годах. Не одно десятилетие — с начала 90-х годов прошлого века — область и город находились в состоянии конфронтации. И только в 2018 году после ухода из публичной политики Владимира Тунгусова (его называли одним из главных действующих лиц противостояния) было объявлено о том, что теперь между Свердловской областью и Екатеринбургом — «любовь, дружба, жвачка». И действительно, мэрами становились люди, которых причисляли к команде свердловского губернатора. И Александр Высокинский, и Алексей Орлов стали екатеринбургскими градоначальниками из заместителей Евгения Куйвашева. Причем, если Высокинский — коренной екатеринбуржец и имел связи «со скамейкой» Тунгусова (много лет работал в мэрии в эпоху, когда Владимир Георгиевич был там одним из самых главных действующих лиц), то Алексей Орлов считается плоть от плоти членом команды Куйвашева. Именно Евгений Владимирович привел в 2012 году уроженца Тюменской области, работавшего в Санкт-Петербурге, в свердловскую политику. Куйвашев все эти годы доверял Орлову одни из самых напряженных и ответственных направлений развития региона. Что же случилось с их тандемом в 2024-м?
Ряд моих собеседников, близких и к областной, и к екатеринбургской «башенкам», говорят, что вопросы к Орлову у Евгения Куйвашева начали появляться давно. Говорят даже, что, когда свердловский губернатор готовился к очередному своему выдвижению на выборы, ему стало известно, что екатеринбургский градоначальник предложил себя в качестве альтернативы Куйвашеву. Если это так — я прекрасно понимаю Евгения Владимировича. В то же время после губернаторской кампании Куйвашева прошло уже два года, а «черная кошка» между ним и Орловым пробежала только сейчас. Или мы просто не замечали? Если уж совсем играть в конспирологию, можно вспомнить и то, что львиную долю предположений об уходе Куйвашева в федеральное правительство или госкорпорации выдвигали telegram-каналы, считающиеся близкими мэрии Екатеринбурга. В эту же кладку становится кирпичик с медиаборьбой многих близких администрации Екатеринбурга СМИ с киоскерами. Дело в том, что в пылу этой борьбы многие косвенно обвиняли Куйвашева в сложившейся ситуации. Дескать, если бы не ряд его указов и решений — в сфере нестационарных торговых объектов в уральской столице уже давно был бы порядок. Нельзя не вспомнить и атаку все тех же телеграмеров на мэра Первоуральска буквально сразу после того, как Куйвашев согласовал его на новый срок. Еще одна история — события прошлой недели, когда случилось соревнование: «город» или «область» первыми объявят о сборе средств в помощь жителям Курской области… И таких вот мелочей — предостаточно. Ну и «вишенкой на торте» — быстрый уход губернатора с Дня города Екатеринбурга.
Впрочем, не исключаю вероятности, что просто у Евгения Владимировича в прошлую субботу был свой напряженный график и никакого холодка между ним и его креатурой — Алексеем Орловым — нет и быть не может.
Артем Рябов