В БРИКС отказываются от токсичного доллара
Менее трети всех расчетов между странами БРИКС осуществляется с участием американского доллара — это говорит о том, что страны глобального большинства идут по пути отказа от валюты, которая все чаще используется для финансовых и политических спекуляций.
Между тем Запад продолжает следовать по пути провокаций, санкций и даже угроз в адрес неугодных ему стран — одним из ответов на это может стать укрепление потенциала рабочей группы БРИКС по антитеррору и принятие всеобъемлющей конвенции ООН о борьбе с международным терроризмом.
Об этом говорили 11 июля в первый день работы парламентского форума БРИКС, работу которого в Санкт-Петербурге открыли председатели Совета Федерации и Госдумы Валентина Матвиенко и Вячеслав Володин.
Таврического дворца уже мало
Этот форум получился самым представительным: в Санкт-Петербург приехало более четырехсот делегатов из 17 делегаций — от девяти стран БРИКС, от семи государств СНГ, а также от крупнейшей мировой площадки по взаимодействию законодателей Межпарламентского союза. И практически все они были представлены первыми лицами национальных парламентов.
Количество участников сказалось и на планировке внутреннего убранства Таврического дворца — его Екатерининский зал был разделен перегородками, чтобы создать дополнительные площадки для дискуссий. Причем пленарное заседание было разбито на две сессии, которые проходили в разных залах.
Пожалуй, именно в этом году можно было наиболее явно увидеть, как выросла семья БРИКС — на первом парламентском форуме объединения, который прошел в 2015 году в Москве, присутствовали лишь четыре делегации. Тогда хватило компактного Дома дружбы народов на Арбате, сейчас и всего Таврического дворца уже, кажется, маловато.
Традиционно парламентарии стран БРИКС встречаются на ежегодном форуме, чтобы координировать свои действия для законодательного сопровождения договоренностей, достигнутых на саммитах глав государств — участниц объединения. Но не только. Как отметила Валентина Матвиенко, первое в истории участие в работе форума стран СНГ открывает новый формат — диалог законодателей стран БРИКС и государств, не входящих в объединение, но разделяющих его принципы.
Неудивительно, что сегодня на форуме БРИКС уже активно обсуждают сближение национальных законодательств: о модельных законов, как в МПА СНГ, пока говорить рано, но об общих практиках, которые могут пригодиться всем странами БРИКС, — вполне. Тем более, как отметила Матвиенко, сегодня глобальные вызовы — это во многом новые для всех угрозы, преодолевать которые в турбулентном современном мире можно только сообща.
Антитеррор как ответ на угрозы НАТО
Среди тем для совместного реагирования стран БРИКС она выделила борьбу за суверенитет государств, противодействие введению односторонних персональных санкций против физлиц и компаний и создания барьеров в работе целых делегаций на межпарламентских площадках. Для этого, считает Матвиенко, нужно наращивать обмен законодательным опытом в области разработки нормативных правовых актов, чтобы свести к минимуму негативное влияние перечисленных выше искажений в международных отношениях.
Также на фоне угроз, которыми продолжает сыпать НАТО в адрес России, Китая и других сторонников многополярного мира, нужно укреплять потенциал рабочей группы БРИКС по антитеррору. А важным шагом на мировой арене, считает спикер Совфеда, могло бы стать принятие в рамках ООН всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом — эту инициативу, уверена Матвиенко, парламентариям из стран БРИКС стоит активно продвигать.
Зарубежные гости форума также предлагали создавать структуры и форматы для усиления влияния группы БРИКС в мире, например представители ОАЭ предложили создать новую геополитическую группу в МПС «БРИКС+». А спикер парламента Китая Чжао Лэцзи считает, что надо дальше расширять формат БРИКС, чтобы наращивать долю экономики государств — участников объединения в мировом ВВП (сейчас 36,8 процента против 29 процентов у стран G7).
Необратимый процесс запущен
Увеличение числа участников БРИКС наглядно подтверждает запрос на многополярный и справедливый миропорядок, отметил, выступая на пленарном заседании, председатель Госдумы Вячеслав Володин. Политик напомнил, что Россия всегда выступала за повышение роли государств Африки, Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока в международных делах.
«Сейчас все больше стран стремятся к укреплению своего суверенитета, национальной и культурной идентичности. Этот процесс необратим. Он будет только набирать обороты», — уверен председатель Госдумы.
Стремясь обеспечить свою финансовую безопасность, суверенные страны, в первую очередь участники БРИКС, начинают отказываться от «токсичного доллара», рассказал Вячеслав Володин. Доля доллара в экспортно-импортных операциях в рамках объединения в прошлом году составила всего лишь 28,7 процента.
Спикер уверен, что страны БРИКС должны делать все для того, чтобы их отношения строились на основе национальных валют, так как это не только надежно, но и будет развивать национальные экономики. Доллар же, по словам председателя Госдумы, превратили в инструмент политических спекуляций.
«Нельзя целые страны и народы делать заложниками этой махинации, которую США в рамках всего земного шара используют для достижения своих интересов», — подчеркнул политик.
К дедолларизация в рамках БРИКС и использованию национальных валют во взаиморасчетах стремятся и в Иране, рассказал председатель Собрания Исламского Совета Ирана Мохаммад Багер Галибаф. В пример он привел отношения Ирина и России.
«Мы укрепляем наше сотрудничество по упрощению международных расчетов в национальных валютах. Это способствует торговле, инвестициям», — пояснил он. Председатель Собрания Исламского Совета Ирана считает, что в банковской сфере и в торговле это главные цели в рамках БРИКС. Иран готов выстраивать тесное сотрудничество со всеми странами БРИКС в банковской, финансовой и торговой сфере, добавил политик.
При этом, по его словам, странам — участницам БРИКС необходимо гармонизировать законодательные базы.