Россияне открывают Россию: отечественные девелоперы все активнее заходят в туристическую отрасль
О том, как можно помочь девелоперам в этом вопросе, «Стройгазете» рассказал управляющий партнер ZONT Hotel Group Александр ГЕНДЕЛЬСМАН.
Александр, какие итоги завершившегося года вы могли бы выделить?
Прошлый год был рекордным с точки зрения загрузки, средней стоимости ночи, числа проживаний и прочих гостиничных показателей. Я, конечно, не тот человек, который должен подводить эти итоги в цифрах — это делают консультанты, — но, судя по тому, что я вижу, гостиничный бизнес находится на подъеме. Это связано в первую очередь с бумом внутреннего туризма в связи с разными, в том числе геополитическими обстоятельствами. Еще один итог года — беспрецедентная государственная поддержка гостиничной отрасли. Никогда за время моей работы в гостиничном бизнесе, а я в нем работаю уже более 15 лет, о нас столько не говорили, не думали и ничего подобного не делали.
За последние два года имеющиеся номера загрузили по полной, а что с перспективами с точки зрения стройки?
Они тоже хорошие: существует множество мер поддержки, есть 141 постановление, есть Корпорация Туризм.РФ, так или иначе распределяющая государственные деньги на гостиничные проекты, есть региональные планы и, самое главное, есть спрос, заставляющий инвесторов и девелоперов смотреть на гостиничную отрасль. По моим данным, летом 2023 года спрос на гостиничные номера в Псковской области превысил в два-три раза имеющееся количество номеров. И таких территорий немало — Алтай, Байкал, Сочи, Петербург «лопаются». Спрос есть, и его нужно удовлетворять: россияне открывают Россию, как ни странно это звучит. Побывав в Геленджике, они пишут: а я и не знал, что есть такие классные места. И это при том, что аэропорт там не работает! Кроме того, для девелоперов это новые формы инвестирования. Очень много «квартирных» девелоперов по разным причинам начинают двигаться в гостиничную отрасль. Это вполне понятные объективные причины. Например, в Сочи запрещено строить жилье на определенном расстоянии от моря, а строить хочется и надо. И большие девелоперы используют эту форму инвестиций в гостиничную недвижимость — строят по 214-ФЗ и продают по ДДУ гостиничные номера. Получаются не апартаменты, а полноценные нормальные отели, которые будут работать как гостиницы, а не как квазижилье. За рубежом такая форма — фракционная недвижимость, или долевое владение — хорошо известна. У нас же она только появляется, запускаются первые проекты. И тут возникает вопрос управления: только при едином управлении гостиничными номерами объект будет работать и приносить деньги. ZONT, например, работает по схеме множественности лиц на стороне. После продажи номеров отдельным собственникам мы делим платежи между всеми собственниками в зависимости от площади номера и его потребительских свойств. Летом у нас откроются первые проекты, а в 2025-2027 годах этот продукт будет уже «массовым», по крайней мере, в Сочи. Большой запуск проектов начинается на Каспийском море — в Дагестане, на Черном — в Анапе, Геленджике. Строятся ближнее и дальнее Подмосковье, Алтай, Дальний Восток. За три года, по оценкам экспертов, число качественных номеров утроится, и мы подойдем к цифре в миллион номеров по стране.
Построить гостиницу мало: нужно еще, чтобы в нее поехали. Чья это задача? Как направить турпоток?
Да, у меня есть вопросы к нашим туроператорам. До пандемии все туроператоры фактически были настроены на заграницу. Сейчас они очень медленно, но перестраиваются на массовый турпродукт по России. И все же, если вы сравните количество чартеров, которые летали в Турцию в 2019 году, и количество чартеров, которые в 2023-м направлялись в Сочи, уверен: в Турцию летало больше. Но все развивается; я знаю туроператоров, активно занимающихся внутрироссийскими программами, работающих над чартерными полетами. Главный вопрос, который необходимо решить, — управление гостиницей. Очень правильно, что в стране есть требование по привлечению профессиональных управляющих компаний. Банки в принципе не любят финансировать гостиничный проект, если еще на его начале нет профессиональной управляющей компании. С одной стороны, это немного закрывает рынок, но с точки зрения банков, рисков и нормального управления это правильно. Хорошая УК дает гарантию определенного уровня качества услуг и финансовых показателей, а для того, чтобы УК была эффективной, ей нужно работать на рынке 10 и более лет.
Из России за последнее время ушли многие зарубежные УК. Можем ли мы их заместить без потери качества?
Мы почти 30 лет учились у иностранцев, и я не слышал о каком-то массовом падении уровня сервиса в отелях, из которых ушли иностранные бренды. Есть единицы, но они больше связаны с личностями управленцев или собственников, чем с какой-то системной проблемой.
У нас достаточное число российских УК, иностранцы тоже остались — они управляют теми объектами, которые у них были, но без дальнейшего развития: Hilton, Accor.
Среди российских брендов пятерка крупнейших — «Космос», «Азимут», «Амакс», «Кронвел» и ZONT. «Космос» и «Азимут» управляют в основном своими активами. Есть достаточно крупные УК, созданные специально под определенные проекты и работающие только на конкретных девелоперов и собственников.
Появляются и новые игроки, некоторые выделяются в отдельную компанию из существующей. В какой-то момент начнется процесс консолидации. Большие будут скупать маленьких для увеличения количества номеров в управлении. Это обычные рыночные процессы.
Модель работы вашей компании несколько сложнее. В чем суть?
Суть работы не сложная, даже наоборот — мы берем в аренду весь отель и управляем им. Собственник получает гарантированный доход в соответствии с договором и не меньше указанной в документе суммы. Бывает и больше этой суммы, потому что в договоре зачастую указан еще процент от выручки. Если этот процент превышает фиксированную арендную плату, то, соответственно, собственник получает больше.
Всего один час в месяц бухгалтер собственника отеля тратит на контроль получения арендной платы и выставление необходимых финансовых документов, дальше собственник может заниматься своими делами, своим бизнесом, которым он умеет заниматься, от которого он получает основной доход — существенно больший, чем если бы он занимался гостиничным бизнесом.
Какую окупаемость вы прогнозируете?
Если мы приходим в уже построенный объект, то нам это тяжело посчитать, потому что мы не знаем, сколько на объект потрачено. Но если собственник удовлетворен нашей арендной платой, мы считаем, что это в его финмодель укладывается. Что касается новых объектов, если собственник пришел к нам достаточно рано и мы смогли его проконсультировать и дать рекомендации, чтобы он построил правильный объект, то мы обсуждаем арендную плату такую, чтобы он действительно окупался в устраивающие его сроки, потому что у всех людей разное понимание этих сроков. В среднем дисконтированный срок окупаемости получается от 8 до 15 лет (восемь — если удастся получить субсидированную ставку плюс льготу по НДС).
Несет ли собственник при этом капитальные затраты?
Капитальный ремонт на собственнике, замена основных средств, выбывших по амортизации, — бремя владельца никто не отменял. Но при этом мы платим такую арендную плату, чтобы это имело смысл. Весь текущий ремонт, вся операционная деятельность — на нас. И даже с учетом потенциальных капитальных вложений все равно окупаемость у нас 15 лет.
Также мы всегда рекомендуем что-то сделать, если видим, что капитальные улучшения повысят доходность. О том, что мы делаем все правильно, говорит тот факт, что сегодня у нас в аренде более 20 отелей, и совсем недавно мы взяли еще один в Сочи на 1 700 номеров.
Есть ли у вас проекты за рубежом?
За рубежом наши услуги тоже востребованы: мы работаем в Грузии, Болгарии, Армении. Сейчас смотрим на Киргизию, Казахстан.
Как вы считаете, рынок управления в такой форме насколько перспективен?
Девелоперы постоянно ищут новые ниши для развития бизнеса, при этом им вряд ли нужно постоянно делать собственные структуры. Так что, думаю, эта схема будет все больше и больше завоевывать рынок. Практически вся Европа на аренде: Испания, Германия, почти вся Франция, Италия. Наши собственники в какой-то момент поймут, что либо надо заниматься своим бизнесом, а отели сдавать в аренду и получать деньги, либо полноценно заниматься гостиничным бизнесом, и тогда строить свою управляющую компанию. А это уже совсем другой бизнес.