Наворотил царь-батюшка, а мы расхлебывай...
Нынче у нас стало популярным суесловить Ленина, за то, что в Конституции СССР было указано право республик на выход из состава СССР. Это право сохранялось за советскими республиками в каждой из трех редакций основного закона – от 1922, 1936 и 1977 годов. Хотя «благодарность» за то, что такое право появилось в Конституции от 1922-23 гг., нужно выписывать Каменеву, а не Ленину. А вот за «неладный крой» территориально-административных границ республик, нужно благодарить всех, кто успел побывать во главе Советского Союза. И да, Сталин тоже приложил руку ко странностям разделения территорий.
Например, при вхождении в СССР Армении ее территория составляла 12 тыс. квадратных километров с населением около миллиона человек, включая беженцев.
В 19 веке Карабахское ханство было присоединено к Российской империи. Местное мусульманское население, в очень большой части, эмигрировало в Персию и Турцию, а на их место переселились, при поддержке русского правительства, армяне из тех же Персии и Турции (1805-1813 гг.). Проведенная перепись населения показала, что на территории Карабаха проживает треть армян и две трети азербайджанцев. Несмотря на то, что с течением времени численность армянского населения этого региона оставалась стабильной, но именно в Карабахе армянское население сильно уменьшилось – люди уходили в города. В Баку проживало порядка тридцати тысяч армян. Но мира здесь не было, на межнациональной почве постоянно вспыхивали конфликты.
После революции и гражданской войны советское правительство стало восстанавливать Союз в примерных границах Российской империи. И в 1920 году дошла очередь до советизации Армения и Азербайджана. В тот период кавказские республики входили в Закавказскую республику, а административно-территориальное деление произошло позднее, когда и в Армении, и в Азербайджане была установлена советская власть. При территориальном делении, было решено, что Азербайджан, временно, передает Армении Нахичевань, Зангезур и Карабах. Это решение было согласовано ЦИК Армянской ССР и ЦИК Азербайджанской ССР. Не принял это решение Сталин и с формулировкой «исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами» отдал Карабах Азербайджану. При этом союзное руководство оговорило «широчайшую автономию для армянского населения». Конфликт, как мы знаем, это решение не сняло, а скорее, обострило. Вот, собственно, это все мы и наблюдаем нынче, глядя на то, что происходит в Армении и Азербайджане.
Так что, Ленин, был не прав в том, что поддержал формулировку Каменева, а уж какой республике какие земли передать – это и без Ленина обошлись. Ну вот нынче и расхлебываем ту кашу, что в годы создания Советского Союза, заварило руководство страной. Но! Большевики-коммунисты, хоть в своем государстве границы делили да устанавливали. И не нужно сейчас про итоги Великой Отечественной, если бы кое-кто не рвался стереть СССР с лица земли, то не было бы сейчас в составе Российской Федерации территорий, полученных по праву победителя.
Да и современная Россия получает в состав Федерации территории не за красивые глаза или большие деньги – свое берём!
И опять, НО! Союз-то, можно сказать, со своими, в семье разлад устроил. Нехорошо получилось, ну так с этим и разбираемся уж четвертый десяток. А вот, государь император Александр II, либерал наш, аристократический любвеобильный, подложил нам свинью покрупнее и с ней и Российской империей довелось столкнуться – тогда эта свинья была еще поросеночком; и СССР с императорским подсвинком помаялся; ну а сейчас и Российская Федерация с этой заматеревшей кабаниной мается…
У кого как, а у меня все больше растет желание, превратить этого заокеанского хряка, в борова. Надежда есть – там же целый Байден в Альцгеймере.
Итак, о чем речь…
В 1853-56 годах Россия понесла поражение в Крымской войне. Тогда против Российской империи сражались Великобритания, Франция, Османы и Сардинское королевство. У каждой из сторон, принимавших участие в войне были свои мотивы. Россия пыталась сыграть на противоречиях внутри Османской империи и отделить от нее Балканы, населенные преимущественно православными. Британия стремилась выжить Россию с Черноморского побережья, Кавказа и Закавказья, да и была против того, чтобы Балканы оказались под протекторатом России. Франции Черноморское побережье было «побоку», она стремилась оставить Балканы за Османами. Ну а Сардиния «дралась, просто потому что дралась».
Союзники смогли создать скопление сил в Черном море и высадить десантный корпус в Крыму, выиграть ряд сражений и захватить Севастополь. На Кавказе наши дела шли более успешно, но угроза вступить в войну Пруссии и Австрии вынудила российское правительство принять навязанные условия мира.
В марте 1856 года, в Париже был подписан мирный договор, по которому Россия лишалась военного флота на Черном море, Османская империя получила Бессарабию. (Канцлер Горчаков с большим трудом смог изменить условия этого мирного договора, но было это много позднее).
После Крымской войны Россия оказалась ослабленной и потеряла влияние в Черноморском регионе, но между тем, что называется, «марку держала».
В феврале 1861 года царь Александр II подписывает манифест об отмене крепостного права. Реформа плохо проработана и созданные под нее институты – земства – не работают. Напряжение в империи растет.
В 1863 году вспыхивает польское восстание. Польша, по сложившейся традиции требует всего и сразу – «от можа до можа и Конституцию». Естественно, что Британия и Франция – традиционные «друзья», а кое-кто и близкий родственник Дома Романовых – не смогли остаться в стороне от «заварушки». Лондон, Париж и Вена направили Александру II ноту протеста, начинание Британии и Франции поддержали Италия, Испания и Швеция – очень, ну просто очень сильно, беспокоились европейские монархии за судьбу бедного и несчастного польского народа. Так беспокоились, что кушать не могли. И кто бы мог подумать, что американская пресса того времени разоблачала помыслы «друзей России». «Нью-Йорк Дейли Трибьюн» писала: «Нельзя ожидать искреннего сочувствия к страданиям поляков со стороны английского, французского и тем более австрийского правительства» .
Летом 1863 г. европейцы направляют в Петербург вторую ноту с просьбой созвать международный конгресс для решения польской проблемы.
Естественно, что России всё это не понравилось (в конце концов, Россия не в одиночестве Польшу делила, и особого рвения принять ее в свои «объятия» не проявляла, но и отказываться не стала). Но, особо «бодаться» с европейцами россияне не захотели.
Если нынче про разные «башни Кремля» толкуют, то в то время, когда царская семья проживала в Зимнем дворце, поговаривали о «разных этажах» … В общем, Госсовет принял решение в духе современности, то есть ассиметричное, и направил две группы русских военных кораблей к берегам Северной Америки, где в аккурат во всю бушевала гражданская война между Севером и Югом.
Первая эскадра шла под флагом контр-адмирала Лесовского и держала курс на Нью-Йорк. Эскадра состояла из 6 кораблей с общей численностью экипажа в 3000 человек. Вторая эскадра под командованием контр-адмирала Попова направлялась в Сан-Франциско, состояла из 6 кораблей с численностью экипажа в 1200 человек.
Причины, подобной асимметрии, до сих пор полностью не выяснены. Историки предлагают несколько гипотез: так Россия стремилась обезопасить себя от военных угроз со стороны Англии и Франции; данная мера меняла расклад сил не только внутри Соединенных Штатов, но и за их пределами.
Как бы то ни было, но Британия и Франция уже откровенно угрожали Российской империи интервенцией из-за польского вопроса и русские эскадры стали эффективным средством блокирования морских коммуникаций тех же Франции и Британии у американского побережья. Не следует также забывать, что к тому времени Россия и США так дружили, так дружили… И реально, без всякого сарказма, действительно между США и Российской империей в тот период сложились дружественные и доверительные отношения.
Свою роль в этом сыграла хоть и нейтральная, но доброжелательная позиция США по Крымской войне. Князь Горчаков писал: «Симпатия американской нации к нам не ослабевала в течение всей Крымской войны, и Америка оказывала нам прямо или косвенно более благосклонности, чем можно было бы ожидать от силы, придерживающейся строгого нейтралитета». Возможно, что лояльная к России позиция Штатов была обусловлена тем, что в начале 1860-х годов угрозу для правительства Линкольна, как и для правительства России, составляли Лондон и Париж. Что касается США, то Британия и Франция немножко поковырялись во внутренних разборках южный и северных штатов – оказали поддержку конфедератам. И серьезную поддержку, вплоть до того, что Лондон с её величеством Викторией, признал Конфедерацию американских государств. Это привело к тому, что в канадский порт прибыла эскадра из 5 кораблей флота королевы Виктории. А Франция имела основательные планы на Мексику, поддерживала отделившиеся штаты и поставляла оружие конфедератам.
И только Россия и Швейцария безоговорочно поддержали федералов – Север.
«Политика России в отношении США решительна и не изменится в зависимости от курса какой-либо другой страны»– заявил министр иностранных дел России Горчаков. Политически почвой для операции послужил тот факт, что Россия, отменившая крепостное право, провозгласила, увы, либерализм – свободу. А в продекларированных в США причинах гражданской войны значилась отмена рабства. Ну и были ли у России шансы не поддержать тех, кто за все хорошее и против всего плохого?
Российская эскадра в Нью-Йорке, 1863 г.
В общем, как бы там ни было, а в сентябре 1863 года эскадра адмирала Лесовского встала на якорь в доках Нью-Йорка, а эскадра под командованием адмирала Попова – в Сан-Франциско.
Все, что сделали русские моряки, прибыв к берегам Америки – «подняли флаг» – обозначили свое присутствие и «озвучили» намерения – таковы военно-дипломатические практики. Это предупреждение противнику о готовности к действиям.
Планы русского правительства оказались эффективными, расчет оправдался – и Англия, и Франция умерили свой пыл и прекратили вмешательство в ход гражданской войны в США. Побочным (или все-таки основным) эффектом стал распад антироссийской коалиции.
Поскольку прибытие российских кораблей сыграло свою положительную роль на ход гражданской войны, то американцы горячо приветствовали русских. Американцы даже торжества по этому поводу проводили, а сколько балов было дано, а какие церемонии нашим закатывали – ого-го! Всё было блеск.
Российские моряки в Сан-Франциско, 1863 г.
Русский посол в США писал Горчакову: «Наши военно-морские офицеры до сих пор являются объектом всеобщего внимания. В общем, жители соревнуются в желании принять наших моряков».
«Ваше превосходительство, вы уже знаете из газет, с каким чувством нас здесь принимают», — писал контр-адмирал Попов морскому министру Краббе в ноябре 1863 г.
Кстати, в эскадре Лесовского служил мичман Римский-Корсаков, будущий великий композитор. Так вот Корсаков писал: «Нашу эскадру приняли здесь максимально дружелюбно. К нам приходят, даже дамы, чтобы выразить радость от того, что мы находимся в Нью-Йорке».
Почти 9 месяцев российские корабли находились у американских берегов. В конце июля 1864 года, Петербург счел цели миссии выполненными и командирам эскадр было приказано покинуть американские воды и вернуться домой.
***
Пребывание российских военных кораблей у берегов США, помимо всего прочего, было угрозой, при необходимости, блокировать торговые морские пути Британии и Франции. И эта угроза позволила правительству Александра II занять более жесткую позицию в переговорах с европейскими державами. Безусловно, дипломатический талант Горчакова здесь сыграл решающую роль, но без реальной угрозы для Лондона и Парижа, России не помог бы никакой талант. В результате «польский вопрос» был снят с международной повестки и польское восстание было подавлено.
Эскадры под флагами Российской империи сыграли для Вашингтона роль гаранта безопасности – раз; свели на нет угрозу открытого иностранного вмешательства в ход гражданской войны – два. Тут, как говорится «добрым словом и пистолетом, вы можете добиться большего, чем только одним добрым словом», но в политике и необязательно стрелять, достаточно бывает и того, чтобы пистолет был заряжен и направлен на противника.
***
Американцы, в честь русских моряков, перед отбытием эскадры дали прощальный банкет в Бостоне. И на этом банкете прозвучали такие слова: «Русская эскадра не привезла с собой ни орудий, ни снарядов для подавления мятежа, они нам не нужны, но она принесла с собой более того: чувство интернационального братства, моральную поддержку… Россия оказалась нашим мудрым, твердым и надежным другом».
В американском посольстве в Санкт-Петербурге состоялся прием в честь вернувшихся российских моряков, и секретарь американского посольства Берг заявил тогда: «Между Соединенными Штатами и Россией существует дружба, над которой нет и тени плохих воспоминаний. Нетрудно представить себе огромные выгоды, которые такая политика могла бы принести всем правительствам мира».
***
Сегодня есть хоть кто-нибудь, кто поверит в добрые отношения США к России? Очень сомневаюсь в этом. А в прошлом, вот. Российская империя оказала помощь северянам и, помощь, существенную настолько, что были созданы нынешние Соединенные Штаты. Нынешние, политики которых считают существование России экзистенциальной угрозой и уж который век тщатся стереть нашу страну с лица земли.
И, если кто-то считает, что я, приводя в начале статьи упреки в сторону Ленина и кратко рассказывая о том, как Карабах оказался в составе Азербайджанской ССР, делала это в качестве защиты достижений социализма, а напомнила о том, что Александр II «подложил нам свинью» с целью обличить царизм, тот сильно ошибается.
Я напомнила и о Ленине, и о ситуации с Карабахом, и о создании США такими, какими мы их знаем сегодня, только радо одного: Мы не знаем, чем во времени обернутся наши дела. Хоть «добрые», хоть «злые». Мог ли представить себе Александр II что, оказывая поддержку северянам, в их стремлении сохранить целостность страны, его потомки получат серьезного врага на долгие, долгие годы.