История неравной любви
«Если бы ангел сошел с небес, если бы гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен»
История их любви похожа на сказку: он — один из самых богатых дворян той эпохи, она — простолюдинка, крепостная Парашка Ковалева.
Впервые он увидел ее в отцовском театре. Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене Жемчугова) была его примой. Ей не было и десяти лет, когда ее взяли в барский театр — девочка обладала невероятным голосом.
Их союз осуждали. Шереметев рассорился с друзьями и близкими. Он безуспешно просил разрешения на брак и у Екатерины II, и у Павла I, но положительного ответа не было.
Прасковья всегда была рядом с графом, которого тоже беззаветно полюбила. После того как в 1797 году Шереметеву было пожаловано звание обер-гофмаршала императорского двора, ему пришлось переехать в Петербург. Прасковья последовала за любимым. И хотя всей ее семье граф пожаловал вольную, свет отзывался о ней не иначе, как о дворовой девке. В итоге северные ветры и постоянные переживания подорвали ее здоровье: Прасковья потеряла великолепный голос, к тому же у нее обострился наследственный туберкулез.
В прошлом кутила и мот, граф не оставил любимую. Наоборот, ему наконец удалось добиться разрешения на брак. Такой подарок в 1801 году им сделал Александр I. Историки до сих пор называют этот случай уникальным.
Венчание было тайным, чтобы не давать нового повода к злословию. А 3 февраля 1803 года жена родила графу сына Дмитрия. Беременность и роды осложнила болезнь, и спустя три недели Прасковья скончалась.
Смерть любимой женщины стала для Николая Петровича ударом, от которого он так и не оправился. Он пережил свою любимую всего на шесть лет. И до самой своей кончины в 1809 году с рвением выполнял ее волю — помогал обездоленным (https://t.me/merussiatg/15270), истратив на это значительную часть своего состояния.