«Это была истинная радость творчества»: Федор Федотов о съемках в «Мир!Дружба!Жвачка!»
13 июня в 20:00 состоится телепремьера продолжения сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» – главного современного кино высказывания о жизни, дружбе и любви в российские девяностые. Третий сезон выходит под слоганом «Последнее лето детства»: подростки уже закончили школу и входят во взрослую жизнь, но им предстоит еще пара теплых месяцев, в которые придется сделать важные жизненные выборы. В интервью мы поговорили с исполнителем роли Гоши, жениха Жени (Валентина Ляпина) Федором Федотовым. Его появление в третьем сезоне будет новостью для зрителя и большой заинтересованностью для самого актера, чем он поделился с нами. О кардинальных методах подготовки к роли Гоши, ценностях актера, особенностями воспитания детей и многом другом читайте в нашем интервью.
Федор, как проходили пробы в сериал «Мир! Дружба! Жвачка!»? Вас сразу утвердили?
Все происходило по привычному сценарию: сначала я отправил видеопробы. Потом я поехал в Москву и познакомился со своей партнершей, Валей Ляпиной, и режиссером Антоном Федоровым. Признаюсь, роль сразу понравилась и заинтересовала! Я пытался по максимуму подготовиться к этим пробам, но то, что предложил Антон в процессе репетиции и съемок, было намного интересней. Это сразу взволновало. На мой взгляд, получилась хорошая сцена. Буквально через несколько дней меня утвердили, и я был этому рад.
Смотрели ли вы два предыдущих сезона не с позиции актера, а просто как зритель?
После того, как меня утвердили, я сразу понял, что должен погрузиться в атмосферу этого сериала и срочно его посмотреть. Летом у меня выпало несколько свободных дней, и я включился и посмотрел оба сезона на одном дыхании. Они меня вдохновили и впечатлили. Это очень хороший сериал.
Помните свой первый съемочный день? Волновались сильно?
Свой первый съемочный день помню хорошо. Он связан с курьезным случаем, по крайней мере, для меня, это было смешно и забавно. У нас есть сцена, в которой мы должны были драться с главным героем, Саней, и в сценарии было прописано, что мой персонаж Гоша снимает футболку, демонстрирует хорошую физическую форму своему противнику и пытается запугать его какими-то сложными приемами из единоборств. Я решил основательно подготовиться к этой смене, чтобы хорошо смотреться в кадре. Несколько дней перед съемками ходил в спортзал, не ел несколько часов накануне. Когда я измождённый и голодный приехал на площадку, мы сразу стали обсуждать сцену. Раз за разом мы проходили мимо ремарки «снимает футболку» и я решил спросить у Антона: «А в какой момент мне снимать футболку?». Он сказал, что этот момент они давно убрали, и его не будет. Я тут же пошел к фудтраку и съел два горячих бутерброда.
В третьем сезоне к касте присоединились Евгений Ткачук, Юрий Кузнецов, Виктор Сухоруков. Как вам вместе работалось?
Ни с кем из перечисленных героев я не пересекался на площадке. С одной стороны, я испытываю некую досаду, поскольку это потрясающие, легендарные артисты, с другой стороны, сейчас, когда я смотрю сезон, мне в несколько раз интересней наблюдать за тем, как эти потрясающие артисты сыграли свои роли.
Роль Гоши далась вам легко или были какие-то сложные моменты?
Я не скажу, что были сложные моменты. На мой взгляд, роль получилась очень интересная. В ней многое пришлось придумывать, но все это делалось в прекрасной, творческой атмосфере, которую создавал на площадке наш режиссер Антон Федоров. Это было настоящее удовольствие. Роль росла, зрела, были обсуждения, после которых детали характера добавлялись. Это была истинная радость творчества, а не муки.
В сериале в прошлых сезонах есть, скажем так, и добряки, а есть и типичные хулиганы. А как у вас с этим было в детстве? Вы на какой стороне были? Как считаете, сейчас есть такое четкое деление на плохих парней и хороших, как это было раньше?
Хотя я и чувствую себя молодым человеком, у меня есть ощущение, что сейчас я не очень «чувствую» молодежь, подростков. Я часто вижу их в театре и мне интересно разговаривать с ними со сцены, но я не всегда понимаю, какие они сейчас в жизни и в общении с собой. Я уверен, что, как и раньше, поменялись какие-то внешние атрибуты и наполнение карманов, но суть остается прежней. В каждом есть всё: и хулиган, и отличник, и зануда, и рубаха-парень. Я также сочетал в себе это: играл в хоккей и был скромнягой в школе, мог подраться и защитить того, кто слабей. Ситуации в жизни были разные.
Как думаете, есть ли сейчас в реальной жизни место такой дружбе, как в сериале?
Сейчас в реальной жизни, как и в сериале, есть место всему: дружбе, любви с первого взгляда и любви, которая со временем перерастает в очень крепкую дружбу на долгие годы. И слава богу, что это есть несмотря на время.
В одном из интервью вы как-то сказали: «Ждать каких-то ролей и ими грезить очень сложно». Изменилось ли ваше восприятие ролей или вы по-прежнему так и считаете?
Я убедился в своем мнении, что никогда не знаешь, на чем станешь артистом. Так нас учил педагог по актерскому мастерству, замечательный артист Ленинградского ТЮЗа, Валерий Анатольевич Дьяченко. Поэтому, совершенно неизвестно, какая роль принесет тебе больше творческого успеха. Это невозможно загадывать. Я думаю, что в любой роли нужно найти что-то интересное. Однако бывают моменты, когда самая маленькая, незначительная роль может стать большим провалом.
Также вы говорили о том, что только «в состоянии открытости, безответности, этюдности может что-то получиться». И это касается профессии. А в жизни вы считаете себя ответственным человеком?
Вопрос мне понравился, как и цитата. Считаю, что я человек ответственный, но и безответственность, о которой я говорил, понятие двойственное. Очень важно понимать, что безответственность и этюдность появляется у артиста только в моменты, когда пройдены самые важные уроки актерского мастерства, пройден институт, получен опыт. Безответственностью творческой пробе подразумевает и полное включение в партнера, уважение к профессии, которой ты овладел благодаря твоим учителям. Это результат очень больших трудов.
Если говорить о трудоголизме и везении, то насколько в вашей жизни присутствуют эти два понятия в процентном отношении?
Если говорить про меня, то пятьдесят на пятьдесят. Вообще, если бы можно было сказать про сто и сто процентов по степени их влияния на судьбу каждого артиста, то я бы сказал. С одной стороны, если ты не трудоголик, далеко не продвинешься, с другой — фортуна может не оценить твой труд. Желаю каждому артисту оптимальный баланс.
Вы родились, можно сказать, в творческой семье: папа — хирург и писатель, мама – театральный критик. Вы для них больше сын или близкий друг, с которым можно обсудить всё?
Да, я родился в настоящей творческой семье: мама – театровед, папа – писатель, не только хирург, как вы правильно отметили. Бабушка, пока мы были маленькие с братом, водила нас по всем музеям Санкт-Петербурга, мой дедушка – профессор физики и математики, доктор наук, а также поэт и переводчик стихов. От творчества было не скрыться. Я остаюсь и внуком, и сыном, а это подразумевает дружбу. Они для меня учителя, наставники, с которыми я могу все осудить. Поэтому я не разделяю дружбу и семейные отношения.
Вы довольно много играете в театре, ТЮЗе имени А.А. Брянцева. Где вам сложнее: на съемочной площадке или на театральных подмостках?
Я служил в ТЮЗе долго, 7 лет, потом ушел. Сейчас служу в театре Ленсовета в Петербурге, но совмещаю спектакли: в Ленсовете, ТЮЗе, Городском и в моем родном Социально-художественном театре, который создали с однокурсниками. Подобное многообразии зачастую сложно совмещать с кино, но слава богу, что у меня все получается.За это хотел бы поблагодарить моего агента, Митю Савельева, который не оставляет веры в меня, и ему удается разруливать все мои графики.
Я безмерно предан театру, поскольку все, что имею, было получено благодаря ему. Но и без кино, сейчас представить жизнь невозможно. Это огромная, важная часть профессии. Сложно бывает и там, и там, но как я и говорил, если это творчество, прекрасная команда, хороший материал, то – это перерастает в интерес и творческую энергию.
Буквально год назад вы стали папой дочки Ульяны. Как думаете, справляетесь с самой важной ролью в вашей жизни на «пятерочку»?
Еще раз повторюсь, что ставить себе какие-то оценки очень сложно. Думаю, оценки мне может поставить лишь Ульяна Федоровна, как она это делает каждый день. Каждый день – новый экзамен, тяжело, когда ты прогуливаешь уроки с любимой дочкой где-нибудь в Москве или другом городе. Я очень люблю свою дочь, семью. Моя жена, Настя Федотова очень мне помогает, мы с ней стараемся совмещать творчество и родительские обязанности. Мне кажется, Ульяна окружена любовью и растет счастливым ребенком. Важнее этого нет ничего, а оценки – дело десятое.
Вы родились в Израиле, а выросли в Питере. Это один из самых красивых городов как в России, так и в Европе. А вам нравится путешествовать по России? Чем вас могут зацепить или цепляют какие-то далекие от столицы места?
Не могу сказать, что я много путешествовал по России, но я был во многих городах. В основном это было связано с театральными гастролями. Это очень интересно: другой зал, атмосфера, зритель, который воспринимает тебя абсолютно в новом ключе. Я с большим удовольствие узнаю историю каждого нового города и с таким же удовольствие возвращаюсь в свой родной Петербург. Да, я родился в Израиле, в Иерусалиме, но еще в детстве наша семья переехала. Я считаю Петербург своей духовной родиной и всегда с удовольствием возвращаюсь туда.
Смотрите 3 сезон сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» с 13 июня в 20.00 на ТНТ!
Фото: Анна Дериглазова, 16+