Профессор КФУ Юрий Переведенцев: «Почему прогнозы метеорологов не всегда сбываются»
- Юрий Петрович, насколько востребована сейчас в вузе специальность «метеорология»?
- При Росгидромете работает консультативный совет по гидрометеорологическому образованию, который анализирует состояние по подготовке гидрометеорологических кадров в РФ. Студенты проходят обучение по различным направлениям, получают специализации синоптиков, гидрологов, океанологов, экологов и так далее. Головным вузом для метеорологов является Российский государственный гидрометеорологический университет в Санкт-Петербурге. Кроме того, специалистов готовят еще в семи университетах: Московском, Казанском, Пермском, Саратовском, Томском, Иркутском и Дальневосточном. В каждый из них поступают примерно 460 человек в год. Судя по этой цифре, готовится довольно много специалистов гидрометеорологического профиля, которые потом работают в системе Росгидромета, в областных Гидрометцентрах, научно-исследовательских институтах, экспедициях, экологических, природоохранных организациях, в школах, университетах и т.д.
- Как считаете, исчезнет ли со временем профессия метеоролог? Может ли искусственный интеллект заменить ее?
- Эта специальность жизненно необходима, как можно жить, если не знаешь, как меняется погода, как изменится климат в будущем. Нынешний год яркий тому пример. Из-за блокирующего антициклона в нашем регионе возникла пожароопасная обстановка, а в южных регионах реки выходят из берегов. Особенно опасно антициклон проявил себя на Урале, там сейчас горят леса, гибнут люди. И все эти явления желательно предсказывать. Климатическим вопросам сейчас уделяется большое внимание. Каждый аэропорт имеет свою метеослужбу, которая предупреждает о возможных неприятностях и дает точную информацию о погоде. И простым людям тоже требуются сведения о погоде, эта информация популярна в СМИ, что свидетельствует о важности науки. Я эксперт российских научных фондов, через меня проходят многие проекты, в том числе, связанные и с искусственным интеллектом. Пока он используется только в качестве помощи человеку, а не его замена. Например, большое опасение вызывают смерчи, ураганы, которые несут разрушения. Нейронные технологии помогают нам в анализе прогнозов. Но метеоролог все равно остается на первом месте, и его знания всегда востребованы.
- С помощью каких устройств метеорологи сейчас строят прогнозы?
- Последние 150 лет мировая система обзавелась глобальной системой наблюдения за атмосферой, погодой и океаном. Мы имеем достоверные сведения обо всем. Сейчас внимание уделяется созданию гидродинамических моделей прогноза, то есть математическим моделям. То, что мы передаем в СМИ, это продукт этих моделей краткосрочных или долгосрочных. Математическая модель - чрезвычайно сложная система нелинейных уравнений, в нее нужно вложить сведения обо всем: об атмосфере, океане, суше и всех явлениях, которые происходят, в том числе вулканическую, солнечную активность и другое. Весь гигантский массив этой информации постоянно поступает в международные центры, где удается прогнозировать погоду до десяти суток. Чем больше заблаговременность, тем хуже будет результат. К долгосрочным прогнозам на месяц или на сезон применяются другие подходы, их оправдываемость составляет всего лишь 60-65%. Современная система наблюдений очень сложная, включает в себя огромное разнообразие, наблюдение со спутников ведется по всей территории земного шара. Раньше прогнозы по Южному полушарию шли плохо, там мало метеостанций, но когда появились спутники, то прогнозы стали такими же продуктивными, как и в Северном полушарии.
- Если прогноз на 3-5 суток считается достоверным, то почему они все равно не всегда сбываются?
- Мы видим карту и на ней атмосферные фронты, циклоны, антициклоны, температуру, вихри, осадки, влажность, все расписано по территории. Но атмосфера – это очень подвижная среда, и любой неучтённый нюанс может нарушить равновесие. Да и техника расчетов тоже может накапливать ошибки. Поэтому прогноз на три-пять суток оправдывается на 97%, далее могут быть неточности. Сейчас делаются попытки увеличить достоверность прогноза до 10 суток.
- Насколько вы сами доверяете своим прогнозам?
- Я специалист в области климатологии, читаю лекции студентам, пишу статьи, используя результаты расчетов климатических моделей, непосредственно прогнозами не занимаюсь. В данном случае, выступаю как эксперт по математическим моделям. Всему этому мы учим наших студентов. Поэтому важна их физико-математическая подготовка, знание химии, понимание природы и методов. Что касается прогнозов, то Гидрометцентр РФ имеет суперкомпьютеры, университеты такими обычно не располагают, у нас техника поскромнее, но мы тоже можем делать расчеты и прогнозы, но на региональном уровне.
- А какие приметы о погоде сбываются?
- Есть народные приметы о Рождественских, Крещенских, Никольских морозах, они появились сотни лет назад, с тех пор климат сильно изменился. Эти приметы и раньше не всегда оправдывались, а сейчас - тем более. Когда мы написали книгу «Климат Казани», то проводили исследования такого рода и не получили доказательств высокой оправдываемости примет. Сказывается и глобальное потепление климата.
- Насколько быстро идет глобальное потепление?
- Глобальная средняя температура за последнее столетие увеличилась на 1 градус и продолжает расти. Это вызывает обеспокоенность, стало возникать больше опасных явлений, повышается уровень мирового океана, тают ледники, разрушается зона вечной мерзлоты, а там построены города, дороги. Сейчас средняя среднегодовая температура на планете равна плюс 15 градусам, в Татарстане около плюс 6 градусов. А 200 лет тому назад в нашем регионе она составляла плюс 2,5 градуса. Математические модели, которые ведут расчет, показывают, что при жестком сценарии, если люди не будут контролировать выбросы в атмосферу углекислого газа, метана и прочего, к концу столетия среднегодовая температура может подняться на 7-8 градусов. А если будем регулировать, то на 1,5-2 градуса, что терпимо.
- Может ли снег исчезнуть вовсе через несколько лет?
- На Земле криосфера, то есть ледники, снежный покров и морские льды, занимает 11%, и сейчас она сокращается. То есть площадь снежного покрова уменьшается. Поэтому если произойдет глобальное потепление, в перспективе снежный покров и его толщина и площадь уменьшатся.
- Вам 82 года, вы всю жизнь посвятили метеорологии. Как удается оставаться активным?
- Я поступил на эту специальность случайно, собирался в КХТИ. Закончил университет по специальности «физика атмосферы», параллельно учился на механико-математическом факультете. У меня два диплома: инженера-метеоролога и математика. Природа мне нравится больше, чем математика. После учебы во время службы в Советской армии в Сызранском высшем военном авиационном училище преподавал курсантам метеорологию, приходилось летать, исследовать атмосферу. И вот уже 50 лет работаю в университете, вырос от ассистента до заслуженного профессора КФУ, 25 лет был деканом факультета, 42 года заведующим кафедрой метеорологи и климатологии, которой в этом году исполняется 100 лет, сейчас передал это своей ученице и работаю просто профессором. Нужно любить свою профессию и науку. У меня творческая жизнь, написал много монографий, подготовил 25 кандидатов и 2 докторов наук. Профессиональному долголетию способствует и здоровый образ жизни, я занимаюсь физическим трудом и зарядкой.
фото: ИА "Татар-информ"