Реплика о том, как Белоруссия стала «ядерной державой»
Решение принято, перешло в практическую плоскость – Россия всё-таки разместит тактическое ядерное оружие (ТЯО) на территории Республики Беларусь. Об этом сообщил в интервью Верховный Главнокомандующий:
«С третьего апреля приступаем к обучению экипажей. И первого июля заканчиваем строительство специального хранилища для тактического ядерного оружия на территории Белоруссии … новые ракеты будут размещаться в рамках международных обязательств точно так же, как США делают это в других государствах».
Триггером послужили два момента: на фоне стремительной эскалации гибридной войны против России, постоянных провокаций вовлечь в конфликт Беларусь (читай – отвлечь ВС России переброской сил и средств на запад), приходится реагировать перпендикулярно и очень жёстко, впервые с 1991-го года приближая носители ТЯО вплотную к возможному театру боевых действий (ТВД) и на территорию другой страны.
Под нашим контролем, это принципиально важно. Второй момент: данный шаг является всего лишь соблюдением стратегического баланса, если на территории Германии и Италии американские боезаряды есть, почему их не может быть у наших белорусских союзников? Конечно же, заклятые партнёры немедленно приняли дозу забористого «Этодругина» и сообщили: такой шаг является недопустимым и противозаконным по нормам ООН и всяких конвенций о нераспространения ЯО. Да-да, «это другое», когда янки натащили в Европу сотни ядерных бомб и обучили пилотов стран стран НАТО их сбрасывать, а русские не имеют права…
Не че на зеркало пенять, как говорится. Раз анонсировали передачу воинству пана гетьмана снарядов с обеднённым ураном и за прошедшие десять дней трижды «отрепетировали» ядерную атаку на Санкт-Петербург с борта стратегических бомбардировщиков В-52 ... пожалте бриться, басурмане, в такие игры можно поиграть и вдвоём.
Так что шаг полностью оправданный, исключительно военно-политический, хотя и запоздалый. Белоруссия с июня прошлого года находится в состоянии повышенной боевой готовности, у её границ собирается мощный ударный кулак экспедиционного корпуса НАТО, а ясновельможные провокаторы дополнительно развернули уже три дивизии буквально на «ленточке», комплектуют четвёртую – бронетанковую. Так что острастка в виде ТЯО будет не лишней, куда практичнее игр с наращиванием численности нашей группировки в Белоруссии, люди и техника пригодятся в другом месте.
Шаг данный является политическим и символическим не только для шпаков в безупречных костюмах, военные тоже будут теперь лихорадочно перекраивать собственные планы, так работает закон оперативного планирования. Во-первых, наш белорусский союзник получает совсем другой уровень боевого прикрытия ТВД, планы польских блицкригов (судя по конфигурации расположенных войск у границ) можно отправлять в уборные, аккуратно порезав на бумажные квадратики. Никаких крупных скоплений войск и техники в тылу теперь, армейских или дивизионных складов хранения, придётся отползать всей натовской группировкой назад, рассредоточивать силы и средства, тщательно их укрывать.
То есть, если просто объяснить изменившуюся конфигурацию противостояния на теоретическом ТВД «Белоруссия» – натовским и польским стратегам сообщили: теперь вашингтон, Брюссель и Варшава утратили даже иллюзорные шансы начать конвенциональную войну, где (теоретически) имели возможность нанести поражение Минску и нашей совместной группировке. Здравствуй, новая реальность.
Есть нюанс
Десятилетиями культивируемый пропагандой страх и ужас перед применением ядерного оружия (даже в тактическом исполнении) людьми в форме в расчёт не берётся, это обычное и мощное оружие, позволяющее решать боевые задачи. Быстрее и эффективнее, без потерь в личном составе и технике, нежели это будет при конвенциональных сценариях. Вторым расхожим мифом является заблуждение, что ТЯО должно «уничтожить столицы» враждебных государств в первую очередь.
Для того, чтобы смотреть на применение этого типа вооружений, всегда необходимо помнить: могущество ядерных боеприпасов измеряется в тротиловом эквиваленте. Суть примерном количестве обычной взрывчатки, взорванной в одно в время, в одном месте. Если у инструментов Судного Дня (стратегических ядерных вооружений) тротиловый эквивалент измеряется мегатоннами (миллионы тонн обычной взрывчатки), то тактические припасы способны лишь создать эффект подрыва единиц или десятков килотонн.
Позвольте отстраниться от рассуждений в парадигме «ужас-ужас», такое и близко недопустимо. Ещё как допустимо, если суровая военная математика говорит, что на каком-то оперативно-тактическом направлении вам грозит полный разгром, грядут огромные потери и потеря стратегической устойчивости линии фронта. Использование пяти десятков железнодорожных составов взрывчатки никого из военных в шок и трепет не повергнет, а ведь это всего-то 2 500 тонн или … скромный ядерный заряд в 2,5 килотонны тротилового эквивалента.
Кстати, американская бомба для Хиросимы была мощностью всего 13 килотонн, для Нагасаки – 21 килотонна. По современной классификации маломощные ТЯО, а жуткие кадры разрушений и большое число жертв связано с особенностями градостроительства японских городов, где почти не было каменных зданий, сплошные деревянные и бамбуковые постройки, ударная волна распространялась без всяких преград.
В любом современном городе такие боеприпасы и один квартал «спальника» не развалят вообще-то. Два-три дома сотрут в щебень, в остальных только стёкла вылетят. Вот и считайте … сколько ядерных зарядов нужно для бетона и стали столиц государств. Бессмысленное расходование дорогостоящего и эффективного оружия, вот что означает применение ТЯО по городам, военные России (за вурдалаков из стран НАТО, стирающих города ковровыми бомбардировками, не скажу) никогда против мирного населения не воевали и не будут.
«Центры принятия решений» можно с хирургической точностью уничтожать гиперзвуком, даже если ракета и будет нести несколько килотонн в тротиловом эквиваленте ядерного исполнения – это несколько сот метров квадратных выморочной земли, легко огораживаемых глухим забором или потом дезактивированных специальным образом.
Даже мегатонное стратегическое ядерное оружие предназначено для поражения стратегических объектов для создания существенного перевеса в силах и средствах. В первую очередь направлено против равноценных ядерных стратегических сил противника: шахтных ракетных пусковых установок, военно-морских и военно-воздушных баз, мест хранения ядерных боеголовок и для ударов по промышленных центров, где оно производится или собирается.
Второй эшелон поражения точечный, склады длительного хранения техники, конвенциональных боеприпасов и стратегических запасов ГСМ, крупные воинские части и штабы соединений, объекты критической инфраструктуры «двойного назначения» (плотины, ключевые мосты, электростанции, транспортные и логистические узлы).
А теперь тактическое ядерное оружие. Это обычное вооружение поля боя, очень ограниченное в дистанции поражения на тактическую и оперативно-тактическую глубину. Укрепрайоны, склады, штабы, транспортные узлы коммуникаций, места скопления техники и личного состава небольших по численности воинских частей. Большая удача – полевые и основные аэродромы армейской и штурмовой авиации.
Ещё раз прошу включить пространственное воображение: тактический ядерный боеприпас мощностью в одну килотонну (тысяча тонн тротила) – это полные разрушения всего и вся в радиусе 200-300 метров от эпицентра взрыва. До полукилометра – внешние повреждения железобетонных и кирпичных зданий, пожары деревянных строений и конструкций, дальше тепловое излучение не убежит. А проникающая радиация (незначительная) заразит не более семи сотен метров от эпицентра – это неделя работы частям РХБЗ по дезактивации. Или ограждение зоны опасности забором.
Арсенал
Именно поэтому военные во всём мире постоянно требовали себе именно такие «маломощные» боеприпасы, позволяющие их применять, при этом не теряя способности вести активные боевые действия. Куда практичнее иметь артиллерийское орудие или оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК), небольшую авиабомбу, крылатую ракету и даже морскую торпеду … нежели таскать в район ведения боевых действий десятки и сотни железнодорожных составов с боеприпасами.
С угрозой их поражения всюду и везде. В 1960-е годы СССР создал малогабаритные ядерные заряды для снарядов калибром 152-мм и тактических ракет малой дальности типа «Луна» и «Луна-М». Пушкари могли работать (даже не надевая противогазов, ибо незачем) на дистанции до 22 километров, ракетчики – чуть больше 70-ти.
В начале 1980-х ядерную начинку получили ракеты «Точка-У» разной мощности (до ста килотонн), а с 2018-го Армия Россия анонсировала разработку ядерной боевой части для баллистической ракеты комплекса «Искандер-М». Никто не скажет о мощности припасов в тротиловом эквиваленте, но специалисты утверждают, что линейка широкая, от пяти до пятидесяти килотонн. И летают они на расстояние до 500 км.
Пока достоверной информации мало, но с высочайшей долей вероятности наши гиперзвуковые «Кинжалы» воздушного базирования тоже оснащены «специальной боевой частью», с неотразимой точностью поражают цели на расстоянии до 2000 км. Так же никто с уверенностью не скажет, какими ещё запасами ТЯО обладают ВКС России. В свое время арсеналы были полны универсальными высокоточными ракетами Х-59М «Овод-М» для фронтовых бомбардировщиков Су-34 и Су-24М, многоцелевых истребителей Су-30 и Су-35С. Для таких «гостинцев» была создана БЧ в 150 кг, мощность заряда варьировалась от пяти до 50-100 килотонн.
Равно как не были обойдены вниманием свободнопадающие тактические авиабомбы массой до 500 килограммов, их можно спокойно подвешивать на почти все типы боевых самолётов, вплоть до «Грача» Су-25. Эти арсеналы не уничтожены, кстати, а запасы создавались внушительные.
Выводы
Итак, Владимир Путин отодвигал как можно дальше принятие принципиального решения по негласной доктрине «нераспространения» ядерного оружия дальше суверенных границ России. Понятно, что возможное появление снарядов с обеднённым ураном в землях Малороссии – для досужей публики аргумент. Настоящая причина кроется во вскрытых разведкой реальных планах некоторых наших соседушек рискнуть головой и всеми конечностями, попытаться втянуть в конфликт Белоруссию или устроить провокации на западе России.
Ну что ж … за что боролись, на то и напоролись. Довыпендривались в сверх-агрессивной риторике и маневрировании возле границ терпения Батьки и нашего Гаранта, теперь перекраивайте планы, но помните: второй контур прикрытия стратегической обороны России-Белоруссии не просто существует, способен стать атакующим и даже превентивным. Теперь пыл поугаснет, полезные мысли голову начнут посещать.
Повадки нашего Главнокомандующего в мире известны, применение даже ТЯО для него почти невозможное решение, но факт остаётся фактов – таким миролюбием не обладает наш единственный союзник. Александру Григорьевичу нужны железобетонные гарантии безопасности его страны, поэтому в случае агрессии НАТО или ясновельможных на размышления Владимира Владимировича будут давить не внешнеполитические геополитические расклады … а принципиальные внутриполитические, народы Беларуси и России не согласятся жертвовать своими территориями и людьми просто так, в угоду неким международным этикетам
Если быть в анализе абсолютно честным, то с военной точки зрения факт появления ТЯО в Белоруссии – крайне рискованный и опасный шаг, боезаряды и носители становятся уязвимыми в случае хорошо спланированного нападения, враг в первую очередь будет выбивать именно ядерно-тактический козырь. Именно поэтому США стараются свои атомные бомбы держать подальше от границ России, хотя давно могли его разместить в Прибалтике и Польше, Румынии и Болгарии.
Но военная рациональность возражает, многочисленные русские средства поражения его уничтожат гарантировано. Шаг в большей части политический, наш главный союзник официально обратился к России, обосновал свою просьбу по закрытым и публичным каналам, его политические «озабоченности» и фактические данные разведки учтены комплексно. Всё понимают, что применение ТЯО не подразумевается, и Белоруссия не стала «ядерной державой», как написано в заголовке статьи и даже транслируется в респектабельных СМИ.
Ведь существуют два пункта Договора о нераспространении ЯО (запрещено передавать свои боезаряды третьим странам) и наши специальные боеприпасы будут находиться в ведении ядерно-технических войск 12-го Главного Управления Минобороны РФ. Это отдельный род войск, подчиняющийся напрямую Верховному Главнокомандующему, значит и удар будет санкционировать только Москва, никак не Минск.
Так зачем это Батьке? Очень просто: нужны самые полные и всеобъемлющие гарантии крепости военно-политического союза двух стран, а размещение ТЯО является верхом такого доверия. Политический вес белорусского лидера становится совсем другим, как и международный статус. Это США привозят свои атомные бомбы, не спрашивая разрешения у оккупированных ими стран, а Путин показал другой сценарий создания контура и принципов национальной безопасности.
Союзнические равноправные отношения, обоснование, просьба, глубокая проработка вопроса … и вот ты становишься практически неуязвим, как бы гегемон не ярился, чем бы не грозил. Очень серьёзная тема для размышления лидерам тех государств, готовых разорвать порочный круг издевательств, угроз, агрессивного влияния на суверенитет своих государств, оградить их от грубого давления англосаксов.
Теперь будем учиться жить в новой реальности, Владимир Путин недвусмысленно дал понять, что принял вызов и не собирается прятаться в противостоянии с НАТО за вечными «озабоченностями» МИДа. Будет больше градус эскалации, – будет больше средств поражения и доставки, нацеленных в критические узлы военного присутствия США в Европе.
И риск прямого столкновения, неизбежно перерастающего с тактического уровня – в стратегический, стоит лишь одной цели быть поражённой маломощным специальным боеприпасом. Мы к этому развитию событий готовы, а наши заклятые партнёры? Миф о патологическом миролюбии Путина разрушен, ящик Пандоры со скрипом приоткрывается. Предупреждению с выходом Москвы из Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений в Граде-на-Холме не вняли.
Что же, получите размещение ТЯО в сопредельном государстве. Закупайте для населения марлевые повязки, ройте бомбоубежища, гасите обывательскую истерику, возвращайтесь в нервную реальность «холодной войны». И ледяное прикладывайте ко лбу ясновельможных чаще …
Исторические напёрстки