Губернатор – огонь. Что сгорело в Петербурге при Беглове за 2022 год
Губернаторство Александра Беглова запомнится петербуржцам не только ежегодными снежными коллапсами, но стремительным разрушением памятников архитектуры.
По данным портала «Живой город», за минувшие пять лет (три из которых городом управляет Беглов), Северная столица утратила минимум 70 уникальных объектов культурного наследия (ОКН), однако Смольный продолжает замалчивать проблему.
Так, сгоревшую в прошлом году известную фабрику «Невская мануфактура» до сих пор не восстановили, несмотря на обещания градоначальника. Пожар продолжался 98 часов и стал одним из самых сложных в истории: уничтожено более трети исторического промышленного комплекса, погиб один человек.
«Политика Сегодня» решила вспомнить пострадавшие от огня здания Петербурга за 2022 год.
«Огненную» славу получил памятник промышленной архитектуры XIX века – завод «Красный треугольник». Территория насчитывает 34 га земель и более 150 корпусов, 80 из которых — объекты культурного наследия.
Основанная более 160 лет назад фабрика резинотехнических изделий обанкротилась 20 лет назад — в 2002 году. Сейчас комплекс зданий находится в плачевном состоянии, тем не менее, некоторые помещения сдаются в аренду по низкой цене.
Теперь вместо рабочих цехов можно обнаружить секонд-хенды, ателье, кафе и даже хостел. В апреле 2022 года полицейские накрыли нарколабораторию, в которой двое петербуржцев производили мефедрон. В Смольном неоднократно поднимали вопрос о реновации ансамбля зданий, но с каждым годом состояние «Красного треугольника» становится все хуже.
В 2022 году пожарные каждый месяц приезжали на территорию завода, а иногда и по несколько раз. Последний пожар был в ноябре. Тушили производственный цех, огонь распространился на площади 70 кв. метров.
В октябре пришлось устранять возгорание в пустом помещении, а в сентябре пожарные приезжали на вызовы дважды.
Рекорд побили в июне, когда службы работали пять раз. Один из пожаров был повышенного уровня сложности — огонь распространился на 100 кв. метров. Весной жители близлежащих домов также часто жаловались на дым.
13 декабря появилась информация о возгорании на машиностроительном заводе «Звезда», однако в администрации предприятия опровергли информацию. Горело другое здание в той же промышленной зоне — пожар повышенного ранга сложности охватил 200 кв. метров в двухэтажном здании размерами 50 на 100 метров.
А вот год назад пострадал один из цехов «Звезды» — загорелся кабель.
В июле 2022 года крупный пожар случился на Днепропетровской улице — горело здание бывшего лесопильного завода на площади 400 кв. метров. А в октябре при горении склада в Металлострое на 12 тысячах кв. метров пришлось задействовать даже пожарный поезд.
В ноябре горело историческое здание на Пяти углах. У дома конца XVIII века В. П. Капниста загорелась крыша, очаг находился в вентиляционной шахте. Подобная участь не обошла стороной и другие объекты культурного наследия, среди которых доходные дома Корневых, Фокина, Шрейбера, Киселева, Екимова, Мюргеда, Безобразовой, Денисова, Бернштейна, Плотникова, Никонова, Ротина.
Сколько продлится восстановление зданий — неизвестно. Виновные в прошлогоднем пожаре на крыше доходного дома Чубакова, башня которого входила в ОКН, до сих пор не найдены. Жильцы не могут вернуться домой, а от капремонта не осталось и следа.
После возгорания усадьбы Демидовых (здание середины XVIII века) в октябре, председатель СК РФ Александр Бастрыкин потребовал срочно расследовать инцидент. В ведомстве обратили внимание на публикации изданий, которые сочли причиной пожара бездействие «местных чиновников в сохранении объектов культурного наследия».
Петербуржцы полагают, что властям выгодны разрушительные пожары в исторических зданиях – их можно не ремонтировать и попросту снести.
21 сентября силовики задержали председателя комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Сергея Макарова. Ему предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий. В СК РФ подозревают, что чиновники могли искажать время постройки сооружений, выводить здания из-под охраны и сносить в коммерческих интересах.
Решения КГИОП неоднократно подвергались критике. С 2014 года комитет пытается отобрать у Гуманитарного университета профсоюзов элитный участок земли. На территории студенческой спортивной базы чиновники нашли якобы памятник культуры — им оказался деревянный барак. Судебные тяжбы продолжаются до сих пор.
Журналисты отмечают неспособность чиновников обеспечить охрану исторических зданий в городе. А в соцсетях люди описывают схему дележки ценных земельных участков: «сначала довести до аварийки и потом сжечь», «сценарий откатан годами», «расчистка места под очередные человейник».
Ранее «Политика Сегодня» писала про петербургские фирмы, связанные с комитетом по строительству, которые в десять раз увеличили свои доходы. Подробнее — в нашем материале.