«На всякий случай вожу с собой бензопилу»: карельский художник Иван Павлов создает прекрасные изделия из дерева и стекла
Спокойно, в этой истории нет ничего опасного. Просто у мастера из Петрозаводска Ивана Павлова есть разрешение на снос аварийных деревьев от городской администрации. Сносить можно только такие деревья и не бросать, а использовать в качестве материала для классных новых изделий ручной работы, которые еще долго прослужат новым владельцам.
Мы познакомились с Иваном на традиционной новогодней ярмарке в культурном пространстве «Синий коридор», где он представил свои работы из дерева, а также авторские витражи и украшения из стекла.
– Если говорить о работе со стеклом, то это витражная техника Тиффани, – рассказывает Иван. – Витражи с детства привлекали мое внимание – казались волшебными. А дома и в школе я постоянно что-то мастерил. С техникой Тиффани около 12 лет назад меня познакомил мастер витражного дела (…). Чаще я создаю изделия небольшого формата, но иногда и крупные вещи. К примеру, по заказу Корпорации развития Республики Карелия для московской экспозиции выполнил витражные панно. Сейчас их можно увидеть на коллективной выставке «Художники Карелии» в Музее изобразительных искусств РК.
Выставка, которая знакомит с работами современных художников нашего края, будет работать в Музее изобразительных искусств до 29 января, и это отличный план на новогодние каникулы.
Витражи Тиффани популярны во всем мире, во множестве их можно увидеть, к примеру, в интерьерах в стиле ар-деко. Льюис Тиффани, сын основателя знаменитой ювелирной компании, изучал живопись и много путешествовал. Большое впечатление на него произвели витражи Шартрского собора. Но роспись, по мнению Тиффани, всех природных возможностей стекла не раскрывала. Он много экспериментировал и изобрел новую технику: кусочки стекла обматывают по периметру медной лентой, а затем спаивают. Получается легкий и надежный каркас, который позволяет собирать мозаику даже из очень мелких деталей.
– Когда лет пять назад я стал работать с деревом, начал экспериментировать и совмещать, на первый взгляд, несовместимые техники работы с разными материалами. Заимствовать что-то и применять в новом деле – очень интересно. Деревообработкой я занимаюсь в мастерской на ул. Заводской, а, когда прихожу домой – творю из стекла. Видимо, из-за того, что постоянно переключаюсь, не устаю ни от того, ни от другого. Думаю, что дальше будет что-то еще. Например, я очень хочу научиться шить. Возможно, сумки или рюкзаки…
Пока мы рассматриваем волшебных витражных ангелов, сов, кроликов и рыб, кулоны с цветами и деревянные изделия, гости ярмарки выбирают подарки для своих родных.
– Я часто принимаю участие в таких ярмарках, в «Синем коридоре» они особенно уютные. Из недавних мероприятий еще была выставка народных промыслов «Ладья. Зимняя сказка-2022» в Москве. Корпорация развития организовала там представительство карельских мастеров. Это ценный опыт, много впечатлений и знакомств. Команду Корпорации развития хочется поблагодарить. Было много разных инициатив для поддержки мастеров-ремесленников, но на практике помощь делом оказывают именно они.
– В коллекции есть украшения, созданные из старых советских бус, – так памятные вещи обретают вторую жизнь. Обожаю находки с блошиных рынков, например, с «Уделки» в Петербурге. Иногда я сам нахожу и переделываю предметы, иногда их приносят заказчики. Как-то летом нашел на берегу озера дверь от яхты с иллюминатором – вставил на его место витраж, прикрепил крючки – теперь это вешалка. А мой крестный из Москвы привез мне старинную латунную полку из вагона поезда – нашел сокровище в пункте сбора металлолома.
Предметы интерьера из твердых пород дерева: светильники, зеркала, разделочные доски и блюда, – сплошной стиль!
На ощупь – гладкие, как мрамор, только теплые. С природным рисунком всех солнечных оттенков, а также особенные – после обжига проявляющие магическую деревянную фактуру. Все по-своему сложны в исполнении.
– Сейчас появляется много техники, которая помогает воплощать более сложные замыслы. Как раз в Москве я познакомился с инженером, который придумал серию специальных маленьких насадок на болгарку – они позволяют буквально рисовать по дереву и получать новые текстуры. Это для меня толчок к тому, чтобы перейти к более масштабным формам и создавать деревянные скульптуры.
Конечно, любопытно, с чего началось это увлечение…
– Мне всегда нравились столешницы из поперечных древесных спилов. И однажды я был в гостях в Ярославле, а рядом с домом там пилили деревья. Я уже тогда возил с собой бензопилу на всякий случай: собирал материал и придумывал, как с ним быть. Попросил, и мне разрешили сделать несколько спилов. Решил сделать такой стол сам.
В Петрозаводске у меня есть разрешение на снос аварийных деревьев от мэрии. Если дерево высокое, нанимаю технику в помощь. И, исходя из материала, выбираю, что буду делать. Тут не может быть работы на потоке или шаблонов. Никогда не знаешь заранее, насколько дерево повреждено и будет ли какой-то материал вообще. Поэтому в итоге деревянные предметы получаются уникальными. В точности скопировать их невозможно. Но мне часто пишут, что хотят похожую разделочную доску или блюдо, например. И я стараюсь максимально повторить форму и настроение изделия.
Увидеть больше работ Ивана Павлова можно в его группе в «ВК» под названием «Ничего лишнего». Слышим в нем эхо знаменитых слов скульптора Микеланджело про «глыбу мрамора, от которой он отсекает всё лишнее».
– На самом деле, когда мы придумывали название для группы, я просто сказал, что в нем «не должно быть ничего лишнего», – улыбается Иван. – Так и получилось. В природе нет ничего лишнего, а я работаю с природными материалами.
Без лишних слов, просто оставляем вам ссылку на группу. Вы знаете, что делать (особенно в новогодние праздники, мы себе кулон из советских бус уже забрали): vk.com/vitragesalon