Крали у всех
Индийская религиозная организация «Шри Джаганнатх Сена» призвала на минувшей неделе президента Индии Драупади Мурму содействовать скорейшему возвращению в страну бриллианта «Кохинур» («Гора света»), который сейчас находится в короне британских монархов.
«Бриллиант «Кохинур» принадлежит индуистскому богу Шри Джаганнатхе Бхагбану и должен вернуться в его храм в штате Одиша. Сейчас эта драгоценность украшает корону монархов Соединенного королевства. Пожалуйста, обратитесь с просьбой к индийскому премьер-министру [Нарендре Моди] предпринять шаги, чтобы вернуть это сокровище в Индию», – цитирует британская газета Financial Express обращение к главе государства председателя управляющей храмом организации «Шри Джаганатх сена» Прия Дарсан Паттнаика.
Как выясняется, с таким требованием из Индии обращаются к Англии уже не первый раз. Еще в октябре 2016 года тот же Паттнаика обращался к королеве Елизавете II с подобной просьбой. В ответ Букингемский дворец вежливо «отфутболил» его к правительству Соединенного Королевства, после чего Паттнаике было отказано в британской визе.
Другими словами, Лондон дал ясно понять, что ничего возвращать он не собирается.
Но свои претензии имеет к Лондону и Южная Африка.
Она требует вернуть самый крупный алмаз в мире – найденный в 1905 году на шахте в этой стране драгоценный камень «Куллинан» или «Великая звезда Африки». Первоначально этот алмаз был размером в 3 106 каратов, а затем был разделен на 9 крупных камней и 96 поменьше.
«Куллинан-I», или «Большая звезда Африки», сегодня украшает скипетр английского короля Эдуарда VII и хранится в лондонском Тауэре.
«Куллинан-II», или «Вторая звезда Африки» – 317,4 карата, располагается в короне Британской империи под рубином «Чёрный принц». Он тоже хранится в Тауэре, где находятся и другие сокровища британской короны.
Как сообщает газета Giornale, тысячи южноафриканцев уже подписали петицию, требуя возвращения легендарных сокровищ. А член южноафриканского парламента Вуйолвету Зунгула официально обратился к своему правительству с просьбой потребовать у Лондона компенсации с «возвращением всего золота и алмазов, украденных Великобританией».
Южноафриканцы считают, что многие сокровища их страны англичане забрали незаконно, поскольку их вывозили и дарили британскому королю в те времена, когда ею управляли белые колонизаторы, превратив местное население в рабов.
Но эти уникальные бриллианты – далеко не единственные сокровища, «позаимствованные» у других стран, которое оказалось в королевских дворцах Британии. Елизавета II, как это и положено королеве, любила щеголять на официальных церемониях в коронах. Как считают, одной из ее наиболее любимых была так называемая Владимирская тиара из России, оказавшаяся в Англии после революции 1917 года. Она представляет собой впечатляющее украшение из 15 бриллиантовых колец с каплевидными жемчужинами. Изначально эта тиара была заказана князем Владимиром Александровичем в качестве свадебного подарка для своей невесты Марии Павловны в 1874 году. Уникальное украшение изготовили русские мастера ювелирного дома «Карл Эдуард Болин» в Петербурге.
Во время революции 1917 года тиара была спрятана вместе с другими драгоценностями во Владимирском дворце в Петрограде, а затем украдена Альбертом Стопфордом, британским торговцем произведениями искусства и секретным агентом. После смерти княгини тиара вместе с другими украшениями была передана ее дочери, греческой принцессе Елене Владимировне, которая в свою очередь в 1921 году продала тиару за £28 000 Марии Текской, бабушке Елизаветы II. Другая бывшая царская тиара «Узелки любви», тоже оказалась в Англии в распоряжении британской королевы.
В начале января 1917 г. 150 ящиков с драгоценностями и личными вещами Романовых были отправлены из Мурманска на военном корабле в Лондон в «Банк братьев Беринг», обслуживающий царскую семью.
С английской стороны доставку этих ценностей в Англию осуществлял сэр Фредерик Понсонби. С российской – работавший в Петрограде Питер Барк.
После революции этот Барк поселился в Англии, был пригрет тогдашним королём Георгом и возведён в рыцарское достоинство. А судьба отправленных с Англию ящиков с сокровищами русского царя в точности неизвестна до сих пор, но наследникам российской императорской семьи они не достались. Считают, что драгоценности Романовых хранились в шотландском замке, наследственном владении принца Чарльза, а ныне нового короля Британии Карла III.
В результате драгоценностей, которые раньше принадлежали русским царям, у Елизаветы II, а также у других британских аристократов оказалось множество. Одни были им проданы большевиками или прежними владельцами, другие оказались попросту украдены в России во время революционного хаоса, а потом попали в Англию неизвестно как. Когда автор этих строк работал корреспондентом ТАСС в Афинах, то познакомился там с внучкой князя Феликса Юсупова, графиней Ксенией Николаевной Шереметевой-Юсуповой. Она вышла замуж за грека Илиаса Сфири и живет между Парижем и Афинами. Ксения Николаевна подарила мне книгу воспоминаний своего деда. В них Феликс Феликсович приводит примеры воровства на Западе драгоценностей Романовых и других русских аристократов.
«Среди собирателей-«фабержистов», – вспоминал князь Юсупов, – была одна тещина приятельница. Приятельница эта пригласила тещу на обед, желая похвалиться новым приобретением: шкатулкой из розовой яшмы с инкрустированной брильянтами и изумрудами императорской короной и русскими инициалами на крышке.
– Интересно, чьи это инициалы, – сказала приятельница, – не могли бы вы справиться?
– Инициалы мои, – сказала великая княгиня, тотчас признав свою вещь. – Шкатулка моя собственная.
– Ах, так! – сказала приятельница. – Очень интересно! – И поставила шкатулку обратно в шкаф…».
Оказавшись в 1919 году в Англии, Юсупов вспоминает, как там его самого обокрали. «В одно воскресное утро, – писал князь, – собираясь идти с Ириной в церковь, у себя в кабинете я открыл ящик письменного стола, где хранил деньги и драгоценности, и увидел, что мешочек с бриллиантами Шоме исчез…».
Юсупов отправился к директору Скотленд-Ярда сэру Бэзилу Томпсону и рассказал об этом. Тот обещал этим делом заняться, но бриллиантов так и не отыскали.
За десять лет после революции из 773 сокровищ Алмазного фонда, где хранились сокровища Романовых, за бесценок было продано 569 предметов, тысячи других драгоценностей были попросту украдены у их владельцев в России или потом за границей. Многие из них до сих пор находятся у частных владельцев на Западе, но самая большая часть исчезнувших сокровищ, в том числе драгоценные короны, хранятся во дворцах британских королей.
Однако Англия, беспощадно грабившая свои колонии, полна сокровищ, украденных не только у России, но и в других странах. Уже много лет Греция, например, добивается у Лондона возврата «мраморов Парфенона» – украшений легендарного античного храма на Акрополе в Афинах, которые вывез в Англию британский лорд Элгин.
Сейчас эти мраморные сокровища хранятся в Британском музее, являясь одними из главных его экспонатов. А на все требования Греции вернуть их англичане отвечают упорным отказом.
И таких сокровищ из других стран, вывезенных в Англию в те времена, когда она «правила морями», а попросту говоря, беззастенчиво грабила весь мир, на ее земле – великое множество.