Канцлер Бестужев-Рюмин: за что его дважды приговаривали к смертной казни
Человек эпохи дворцовых переворотов
Его отец получил графский титул от Петра Великого. Пётр Бестужев служил племяннице царя Анне Иоанновне в её бытность герцогиней курляндской. В 1728 году он попал в опалу у всесильного тогда Александра Меншикова. Алексей Бестужев сумел, однако, сохранить высокое положение и доверие Анны Иоанновны. Хотя он не мог равняться своим значением с Бироном, но тоже выдвинулся вверх, когда его покровительница заняла российский трон.
Современники единодушно характеризовали Алексея Бестужева как исключительно хитрого, довольно беспринципного, не брезговавшего средствами интригана, но при этом чрезвычайно умного и ловкого дипломата. Насчёт беспринципности они, вероятно, были правы в отношении методов, применявшихся политиком, но и тут Бестужева нельзя упрекнуть в том, что он послал кого-то на смерть. А вот его самого дважды приговорили к смертной казни.
А цели, к которым стремился Бестужев, заключались не только в личном возвышении, но и в пользе России. Вот ради этого он и считал возможным применять любые средства. Моральные качества Бестужева полностью отвечали уровню политиков того времени, да и любого, в общем-то. Ненависть у некоторых современников вызывал его ум.
Первая опала и возвращение
В первый раз Бестужев попал в серьёзный переплёт, когда в ноябре 1740 года свергли Бирона. Бывший министр Анны Иоанновны был привлечён к следствию как автор её манифеста о передаче временщику регентства при малолетнем Иоанне VI. В январе 1741 года пристрастное судилище приговорило Бестужева к четвертованию и лишению всех чинов, орденов и имущества.
Несколько месяцев Бестужев провёл в тюрьме в мучительном ожидании жестокой казни. В апреле его помиловали и выпустили. Ему возвратили одну деревеньку и приказали жить в ней безвыездно.
Бытует мнение, что Бестужеву возвратила милость Елизавета Петровна. На самом деле, дипломат появился в Петербурге за месяц до её воцарения, благодаря заступничеству графов Остерманов у регентши Анны Леопольдовны. Но Бестужев чувствовал непрочность своего положения и принял активное участие в подготовке дворцового переворота, доставившего престол дочери Петра Великого. В благодарность новая императрица сделала графа канцлером.
Вторая опала
Бестужев руководил русской внешней политикой 16 лет в царствование Елизаветы Петровны. Ему удалось потеснить и лишить влияния на императрицу видных и ловких интриганов – таких, как её лейб-медик Лесток и французский посол Шетарди. Но в конце концов и Бестужев оступился.
Бестужев был против участия России в Семилетней войне на стороне врагов Пруссии и Англии. Когда же ему не удалось это предотвратить, он начал интриговать в их пользу вместе с великой княгиней (будущей императрицей) Екатериной – женой наследника престола. На этом он и погорел.
Бестужев принял на себя всю вину, лежавшую на Екатерине, предварительно уничтожив все её письма. Екатерине тогда грозила высылка из России, но Елизавета Петровна, не имея улик, простила её. Зато Бестужева второй раз в его жизни приговорили к смертной казни. Елизавета, обещавшая никого не казнить, заменила эту кару ссылкой Бестужева в одно из его имений.
Захватив престол, Екатерина вернула Бестужева. Правда, старик уже не мог играть прежней роли при дворе, но умер в богатстве и почёте.