Вандалы в городе: громкие случаи нападений на культурное наследие Петербурга
Не успел утихнуть скандал с охранником «Ельцин-центра», нарисовавшим глаза на картине «Три фигуры» Анны Лепорской, как вдруг такая же история произошла с одной из скульптур Летнего сада в Петербурге. Речь идёт о копии скульптуры «Петрония Прима, жена императора Вителлия» (её оригинал находится в Михайловском замке Русского музея). Неизвестные пририсовали ей глаза 5 сентября, — по крайней мере, именно в этот день новый образ Петронии заметили сотрудники сада. Инцидентом вскоре заинтересовалась прокуратура. Однако, кажется, Летний сад не преследует цели строго осудить злоумышленников, в отличие от Третьяковской галереи, которая не пошла на примирение и настояла на возбуждении уголовного дела против охранника, испортившего их экспонат.
фото: Екатерина Сайкина / ИА «Диалог»
Вандализм в городе с такой высокой концентрацией произведений искусства — дело не новое. Акты вандализма уже совершались и в Летнем саду, и в парках Петергофа, и даже в Эрмитаже. Вот самые громкие случаи нападений на предметы искусства и исторического наследия в культурной столице и её не менее культурных окрестностях.
Химия (H₂SO₄)
15 июня 1985 года в Государственном Эрмитаже подверглась нападению картина Рембрандта «Даная» (1636 год). Литовец Бронюс Майгис облил холст серной кислотой и нанёс по полотну два удара ножом. Свой поступок он затем объяснил политическими мотивами. Злоумышленник был задержан, осуждён и отправлен на принудительное лечение. Реставрация картины проводилась в мастерских Эрмитажа целых 13 лет. А 18 октября 1998 года «Даная» вернулась в экспозицию музея.
Фото: Википедия
Алхимия
Петербург страдает не только от вандалов, которые в стремлении сделать фото рушат всё на своём пути. Но и от тех, кто пытается прикарманить то, что можно продать. Так произошло с Банковским мостом и его грифонами. Не успели его открыть после масштабной, дорогой и довольно долгой реставрации, как за пару месяцев с него счистили почти всю позолоту. С крыльев мифических существ золото стёрли туристы, загадывающие желание, а с декоративных шаров — те, кто надеялся выгодно продать, ведь очищены они были очень тщательно. Также пару лет назад грифонов зачем-то облили масляной краской.
фото: Евгений Степанов / ИА «Диалог»
Пиротехника
В 2009 году статуя вождя мирового пролетариата у Финляндского вокзала пострадала из-за мощнейшего взрыва. Неизвестный установил у памятника Ленину взрывное устройство, которое сработало рано утром 1 апреля. «Шутка» вышла довольно опасной: взрывная волна повредила аж восемь фонарей, а на спине у скульптуры оставила дыру. Чудом никто из людей не пострадал. Кстати, памятник у Финляндского вокзала – одна из первых скульптур, посвящённых Ленину. После взрыва её восстановили, потратив на это около 6 миллионов рублей, а вот злоумышленников так и не нашли.
Нейрохирургия
Сразу через пару дней после открытия для посетителей Нижнего парка в Петергофе неизвестные повредили скульптуру, украшающую Сад Венеры у дворца «Марли». 9 июля 2020 в процессе планового осмотра хранители обнаружили, что на левой руке мраморной статуи «Венера Медицейская» не хватает пальцев (кто-то отломил сразу три из них). Позже специалисты нашли один из них на земле возле постамента. Местонахождение остальных двух до сих пор неизвестно.
Фото: Википедия
Претензия на современное искусство
Особый предмет любви вандалов культурной столицы – это, без сомнения, барельефы русалок на Садовой улице. Лица девушек здесь то и дело перекрашивают, обливают различными жидкостями, им заклеивают рты, рисуют слёзы и даже красят губы. Вот только как бы не изощрялись те, кто таким образом пытается оставить след в культурном пространстве города, всё равно их действия больше похожи на вандализм, чем на современное искусство.
фото из группы «Центральный район за комфортную среду обитания», автор — Павел Безумов
Кстати, вандалы почему-то особенно любят (или не любят) русалок. Так, самым многострадальным памятником в истории человечества является скульптура Русалочки из сказки Андерсона. Находится она в Копенгагене и регулярно подвергается нападкам вандалов, политических, экологических и прочих активистов, просто «шутников» и тех, чьи мотивы неизвестны. Датскую Русалочку дважды обезглавливали, отрезали ей руку, взрывали, сбрасывали с постамента, перекрашивали и что только не писали на камне, где она сидит.
Над главными символами Петербурга так не издеваются. Хотя однажды на «Медном всаднике» решили пожарить шашлык (и это правда), но довести начатое до конца компании молодых людей несколько лет назад так и не удалось.
Роман Деренский / ИА «Диалог»