Дубы Сестрорецка хранят тайны первого императора
Самые старые и уважаемые деревья парка "Дубки" в Сестрорецке легко узнать по огромным заплаткам на стволах. Именно их больше всего любят местные обитатели: птицы в дуплах вьют гнезда, а белки устраиваются на зимовку.
Государева резиденция Первые дубы на территории современного города Сестрорецка появились более 305 лет назад. Возвращаясь в Санкт-Петербург с победой в Гангутском сражении, флотилия Петра I шла вдоль берега Финского залива. Залюбовавшись дубовой рощей, император приказал высадиться на берег.
– Роща настолько полюбилась Петру I, что в 1717 году он приказал завезти сюда землю и посадить несколько тысяч молодых дубков, которые впоследствии планировалось использовать при строительстве кораблей, – рассказывает сотрудница парка "Дубки" Диана Пальц. – Было посажено 2000 деревьев, при этом часть из них посадил Пётр I лично. Тогда же царь приказал построить здесь загородную резиденцию, защитную дамбу и разбить сады с плодовыми деревьями, а также вырыть искусственные пруды.
В своей новой загородной резиденции император любил отдыхать во время своих военных походов. Последний раз Пётр Алексеевич посетил сестрорецкий дворец в ноябре 1724 года.
Пластические операции и томография для старичков По официальным документам, в парке осталось всего три дуба, возраст которых старше 300 лет. Сажал их сам Пётр I или его современники, информации не сохранилось. Но сотрудники парка уверены, что Пётр Алексеевич гулял вокруг них и, даже отдыхая под их тенистой кроной, принимал важные государственные решения. Три могучих дуба постоянно находятся под пристальным вниманием специалистов. Их обрабатывают от паразитов и подкармливают почву под ними.
– Чтобы определить возраст дубов, измеряется количество колец на керне: для этого в стволе деревьев просверливали отверстия в двух проекциях, – говорит начальник садового отдела парка "Дубки" Анна Каржаунова. – У каждого из трёх старожилов больше трёхсот колец. Ежегодно мы делаем обрезку высохших сучьев, ставим стяжки на ветки, закрываем дупла специальной сеткой.
Действия сотрудника садового отдела чем-то схожи с работой инфекциониста и хирурга. Заплатки на ствол ставятся не только для того, чтобы защитить дерево от дальнейшего разрушения.
– Некоторые несознательные граждане используют дупла старых деревьев в качестве мусорки, – продолжает Анна. – Поэтому сначала мы вычищаем эти пустоты, обрабатываем, а потом закрываем сеткой. И так каждый год. Радует, что год от года несознательных граждан становится меньше: люди научились доносить мусор до урн, а не портить уникальные памятники природы.
А вот против птиц, которые используют дупла уникальных деревьев в качестве гнёзд, сотрудники парка ничего не имеют. Считается, что пернатые жители не могут нанести урон старому дереву. Скорее наоборот: очистят его от насекомых-вредителей.
Удобные скамейки Ещё несколько лет назад дубов с многовековой историей в парке было гораздо больше.
– Каждую осень мы проводим инвентаризацию наших зелёных насаждений, – рассказывает Анна Каржаунова. – Старым деревьям делаем томографию. Если дерево засохло, оно становится опасным для окружающих: может упасть на посетителей парка. Деревья болеют точно так же, как люди и животные. Одни заболевания можно вылечить, другие протекают хронически.
У некоторых старых дубов появляются сушь в кроне, признаки гниения ствола. О том, что петровских деревьев до недавнего времени в парке было множество, сейчас напоминают огромные пни с высохшими "внутренностями". Как правило, посетители используют их в качестве скамеек: на такой круглой лавочке могут разместиться до десяти человек. По словам сотрудников парка, ни одно дерево не срубается без разрешения города.
– Мы составляем акт, прилагаем доказательства и пояснения, – рассказывает Анна Каржаунова. – Без разрешения КГИОП мы не можем срубить ни одно древо. Потому что наш парк является памятником ландшафтной архитектуры XVIII века и объектом культурного наследия ЮНЕСКО.