В Памятной книге Новгорода за 1860 год указано, что в Крохино была пожарная часть
В Памятной книге г. Новгорода (фото 1,2) за 1860 год указано, что в Крохино была пожарная часть. Комплектация её была следующая: 14 рабочих, 2 лошади, 2 трубы, 6 рукавов, 2 бочки, 2 чана, 2 ушата, 20 вёдер, 3 лестницы, 12 ухватов и 10 топоров. На содержание части выделялось 265 руб. в год.
Разберёмся, что это за вооружение такое.
На Руси многие годы вели борьбу с огнём, привлекая местное население и военных к тушению пожаров, также принимались различные противопожарные правила. Например, было введено наказание за поджог и даже за неосторожное обращение с огнём вплоть до смертной казни. В Крохино военных частей не было, поэтому в пожарную команду были привлечены местные жители и мужчины, не годные к военной службе.
Главными причинами пожаров были: открытые печи, свечи, а также ремесленники. Ремесленников, например, кузнецов, впоследствии стали выселять на окраины поселений, а людям запрещали пользоваться открытым огнём дома.
Основным средством тушения пожара в XIX веке была заливная труба, снабжённая наливным ящиком (коробом), который наполняли водой из бочек с помощью деревянных вёдер и ушат. Позднее ведра заменили бочками, которые вместе с трубами перевозились на повозках. Подача воды на пожар требовала больших физических сил. Часть команды пожарных в две смены качала коромысла нагнетательного механизма (насоса), другая часть обслуживала выкидные рукава и ствол, а прочие, выстроившись в один или два ряда, подносили к трубе вёдрами или ушатами воду. Дальность действия водяной струи достигала 10 м при максимальной производительности трубы около 20 вёдер в минуту, или 3 литра в секунду.
На фабриках в Санкт-Петербурге и Москве для пожаротушения изготавливали «огнегасительный» инструмент и рассылали его по губерниям. На фото 3 под пожарным обозом мы видим бутыли — это как раз капсулы с огнегасительной смесью. Достаточно было взять такую капсулу и бросить в огонь в начале пожара, чтобы не допустить его распространения.
Основным смыслом тушения пожара в XIX веке было не дать распространиться огню на другие постройки, которые были в основном из дерева. Здесь и пригождался шанцевый инструмент — топоры, багры, ухваты. Часть пожарных по лестницам забиралась на дома и отваливала, рубила прилегающие постройки к загоревшимся строениям.
В составе пожарной части также числился трубочист, а в Крохино показано — 2 трубочиста и сапожник. Если с трубочистом всё понятно — он нужен для предупреждения пожара и своевременной чистки дымовых труб от печей, то зачем сапожник? Дело в том, что к малой трубе полагались пожарные рукава из кожи длиной 16 м. Именно сапожник и изготовлял эти рукава. К 1850 году было освоено изготовление тканных пожарных рукавов из пеньки, а впоследствии изо льна.
Автор статьи: Елена Подколзина
ФОТО 1: Новгородский музей народного деревянного зодчества «Витославлицы», интерьер пожарного сарая.
ФОТО 2, 3: Памятная книжка Новгородской губернии за 1860 г.