Объединяя усилия: как Россия и Узбекистан пишут историю в правовой защите животных
В октябре в Петербурге прошла II Российская конференция по правам животных, собравшая активистов из 22 городов страны и зарубежных экспертов. С лекцией выступил и гость из Узбекистана — председатель исполнительного комитета организации Mehr va Oqibat («Доброта и милосердие») Тимур Арипов, который совершает настоящий прорыв в республике в области защиты животных.
«Мы пишем историю», — говорит он сам.
Начинал активист с адресной помощи в защите домашних и бездомных животных, а сейчас добивается системных изменений путем разработки и продвижения новых законов. На счету Тимура спасение животных из частных зоопарков, новые правила безопасной перевозки питомцев в 11 международных аэропортах страны, беседы о доброте и милосердии в школах, мероприятия в поддержку акций против эксплуатации животных в цирках, пятничные проповеди о гуманном обращении с животными в мечетях, социальный проект со звездами эстрады и деятелями культуры.
С 2013 года активист серьезно занялся правовой защитой животных. В 2017-м вместе с единомышленниками начал разработку законопроекта о внесении изменений в Административный кодекс, а уже в мае 2019-го президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев его подписал. Через два года был принят второй закон, сделавший жестокое обращение с животными уголовным преступлением.
«Для нас это огромная победа. Теперь у нас есть статья в Уголовном кодексе, которая предусматривает наказание за жестокость к животным сроком до шести месяцев. Это история, которую мы, зоозащитники, пишем своими руками», — говорит Тимур.
«Воевать — не наш метод»
Движение за права животных в Узбекистане зародилось позже, чем в России, но уже достигло высоких результатов. Путь, который прошли защитники животных в этой стране, Тимур Арипов считает показательным. Изменений удается добиваться достаточно быстро. Для успеха важно взаимодействовать с органами государственной власти, говорит он:
«Мы не ругаемся, не ссоримся, не вставляем друг другу палки в колеса. Мы готовим предложения и говорим: мы сами все сделаем, пожалуйста, просто помогите. Так власть охотней идет навстречу. Воевать — не наш метод».
В планах активиста — регистрация ассоциации по защите прав животных и разработка методического пособия для правоохранительных органов по раскрытию преступлений в сфере защиты животных от жестокости.
«Для нас это новая практика, и многие пока не знают, как и что делать. Я решил, что распечатаю рекомендации и подарю всем правоохранительным органам, чтобы у них не было с этим проблем. В их составлении очень помогает Анастасия Федюнина (председатель Ассоциации юристов "Зооправо". — Прим. ред.)», — рассказал Тимур.
Российская ассоциация «Зооправо» разработала такую методичку несколько лет назад, на основе богатой правоприменительной практики по 245 статье Уголовного кодекса (жестокое обращение с животными). Участвовала ассоциация и в разработке поправок к этой статье, чтобы сделать ее более эффективной.
Председатель ассоциации Анастасия Федюнина в интервью ПЭ заметила, что помогать коллегам из других стран и видеть их результаты всегда приятно. Тем более когда результаты достаточно быстрые и продуктивные.
«Я не знаю, кто еще так быстро добивался внесения в уголовный закон статьи о жестоком обращении с животными. Да, ее еще нужно дорабатывать, но теперь они могут делать второй шаг, отработать практику и внести поправки», — сказала она.
Подтягивая союзников из других стран, ты становишься сильнее, уверена Федюнина.
«Зачастую проблему не получается решить, владея информацией только внутри государства. Очень часто мы обращаемся к коллегам из других стран, чтобы поднять общественный резонанс, чтобы получить другой опыт, чтобы власть увидела: эта проблема не единична, а волнует все мировое сообщество. Тогда восприятие меняется, власть быстрее реагирует на запросы общества и внутри страны», — подчеркнула она.
Быстрее достигать результатов
Скоро в Узбекистане может появиться и закон о гуманном обращении с животными. В России документ, впервые признающий животных существами, которые способны испытывать эмоции и физические страдания, был принят в 2018-м. Зоозащитники ждали его почти 17 лет. Тимур Арипов надеется, что Узбекистану потребуется меньше времени, и уже над этим работает.
«У нас с Советского Союза правовая база в ключевых моментах очень похожа. А значит, разработка и продвижение правовых актов в защиту животных тоже может идти схожими путями», — заметила председательница общественной организации «Голоса за животных» Динара Агеева.
Именно «Голоса» проводят в России конференцию по правам животных, чтобы объединить активистов из разных городов и стран. В организации уверены: такие встречи дают мощный импульс для развития зоозащитного движения, позволяя обмениваться идеями, повышать профессионализм и находить новые полезные связи.
«Обмен опытом очень важен — как успешным, так и опытом ошибок. Это помогает быстрее достигать целей. Некоторые проблемы общие для разных стран. Объединившись, можно эти проблемы решать эффективней», — подчеркнула собеседница ПЭ.
Тимур Арипов тоже отмечает: Узбекистан достиг очень многого благодаря тому, что может изучать опыт коллег из России и других союзных республик.
«Сотрудничая, мы добиваемся больших изменений. Если я вижу, что в России что-то позитивное происходит, меня это вдохновляет, мотивирует. Я думаю — а почему мы не можем так же? Кроме России, мы общаемся с Азербайджаном, с Украиной, с Белоруссией, с представителями Казахстана. Своим опытом уже поделились с Таджикистаном, где тоже была внесена статья об административной ответственности за жестокое обращение. Это большая победа для Средней Азии. Сейчас консультирую коллег из Киргизии. <…> Есть такая пословица: можно сломать веник по веточке, а вот сам веник — невозможно. И мы, как веточки в разных странах: объединяя усилия, быстрее достигаем результата», — уверен зоозащитник.
Российская конференция по правам животных прошла в октябре в Петербурге. За два дня были рассмотрены все аспекты защиты живых существ: от решения проблем безнадзорных собак и кошек до повышения благополучия кур, свиней, коров, норок, лисиц и миллионов других. После обсуждений составлены резолюции, которые организаторы планируют направить в высшие органы власти.