Таджикистан против "Талибана": эксперты высказались о рисках
Поведение Таджикистана в отношении ситуации в Афганистане противоречит не только позициям других стран региона и главных партнеров Душанбе — Китая и России, но и является вызовом региональной стабильности. Такое мнение выразил профессор Санкт-Петербургского государственного университета, эксперт по Среднему Востоку и Центральной Азии Александр Князев, отвечая на вопросы корреспондента Tengrinews.kz.
"Это поведение объясняется в первую очередь внутренними интересами руководства Таджикистана, это попытка консолидировать общество вокруг действующего президента и отвлечь таджикистанцев от проблем своей страны. Есть и некоторые внешнеполитические причины этого поведения. Но, я думаю, если в своей политике на афганском направлении Душанбе выйдет за определенные рамки, его самостоятельность может быть быстро ограничена странами — Россией и Китаем. Лишь бы воинственный антиталибский и националистический антипуштунский пафос не зашел слишком далеко и не спровоцировал ответные реакции из Афганистана. Например, в виде террористической активности в самом Таджикистане. Заодно, кстати, Таджикистан подставляет своих союзников: безопасность этой страны обеспечивается исключительно участием в ОДКБ, куда входит и Казахстан, и двусторонними отношениями в военной сфере с Россией", - заявил Князев.
По мнению эксперта Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Нурсултана Назарбаева Жумабека Сарабекова, позиция Душанбе относительно событий, происходящих в Афганистане, и диалога с талибами отличается от линии, которую занимают остальные игроки в регионе.
"Таджикская сторона жестко критикует талибов и пока отвергает возможность диалога. Причина связана с афганскими таджиками, которые являются второй крупнейшей этнической группой в Афганистане. По одним оценкам, их доля достигает трети, а по другим - почти половины афганского населения, то есть от 13 до 19 миллионов человек. В этом плане таджиков в Афганистане проживает даже больше, чем в самом Таджикистане, население которого сегодня достигает 9 миллионов. Позиция Душанбе заключается в том, что этнические таджики Афганистана должны быть тесно интегрированы в новое афганское правительство и талибы должны обеспечить соблюдение их интересов".
Душанбе также не скрывает свою поддержку в адрес антиталибского ополчения в Панджшере, которую возглавил Ахмад Масуд – сын известного афганского полевого командира Ахмада Шаха Масуда, этнического таджика. По разным сведениям, сейчас Масуд находится на территории Таджикистана.
"На этом фоне талибы обвиняют Душанбе во вмешательстве в дела Афганистана и уже заявили, что готовы отразить любые угрозы, исходящие с территории Таджикистана. Появились также сообщения о том, что талибы отправили в провинцию Тахар, которая граничит с Хатлонской областью Таджикистана, свои войсковые подразделения. Однако риск масштабных военных столкновений между таджикскими вооруженными силами и талибами на границе на данный момент можно оценивать скорее как невысокий. Стороны обмениваются громкими взаимными угрозами, но за этим пока не просматриваются реальные намерения ввязываться в прямое военное столкновение. К тому же в развязывании нового регионального конфликта никак не заинтересованы такие крупные игроки, как Китай и Россия, а к их мнению внимательно прислушиваются как в Душанбе, так и в Кабуле", - заключил политолог Жумабек Сарабеков.
Зачем Казахстану устанавливать связи с "Талибаном"? Мнение эксперта