Притяжение неизведанного. Почему вызов в школу уже не страшен?
В День учителя принято говорить о призвании, педагогических династиях, потомственных учителях.
Наша сегодняшняя героиня попала в школу случайно, а задержалась там без малого на 40 лет. Гость редакции - учитель физики омской гимназии № 84 Ирина Сергеева.
Призвание или судьба
Ольга Коробова, «АиФ в Омске»: Ирина Андреевна, традиционный в День учителя вопрос: как вы стали педагогом?
Ирина Сергеева: Физика мне нравилась всегда; у меня в школе был прекрасный учитель этой дисциплины, и я решила поступать на физфак ОмГУ. Когда на собеседовании спросили, кем я себя вижу после окончания вуза, я ответила: «Конечно, исследователем в области ядерной физики, это так ново и интересно!».
В начале 1980-х годов (как, впрочем, и теперь) в школах СССР была острая нехватка учителей - пединституты не могли обеспечить их должного количества. Тогда правительством было принято решение о направлении 25% выпускников классических университетов страны для работы в школах. На предварительном распределении моим будущим местом работы был определён ОНИИП. Мы с мужем одновременно заканчивали университет, только он учился на химфаке. На распределении, которое у химиков проходило раньше физиков, комиссией было поставлено условие: муж идет работать в НИИ, если жена – в школу.
Это был как гром среди ясного неба. Но что делать?! Мы посоветовались и решили: три года как-нибудь уж переживём. Выбор школы был тоже достаточно случайным: нужен был лаборант в кабинет физики плюс небольшая учебная нагрузка. Это меня устраивало, так как у нас был маленький ребёнок. Вот так я здесь и оказалась. На три года. В следующем году будет 40 лет.
- Почему не ушли через три года, как планировали?
- Сложно сказать. В научно-исследовательский институт идти расхотелось – не видела я себя в роли учёного или инженера. Зато с каждым новым классом приходили новые идеи, новые подходы, методы. А так как я натура творческая, всегда любила что-то новое и необычное, в школе, как оказалось, я могу это реализовать.
Большую роль в том, что я осталась в школе, сыграл Владимир Иванович Гребенюк, мой коллега на протяжении 10 лет. Это был изумительный педагог и человек! Я многому научилась у него: и методике преподавания физики, и спокойному, часто с юмором, общению с учениками, а ещё требовательности, в первую очередь – к себе. Когда в 1992 году его не стало, я не могла представить, как буду работать без его постоянной поддержки. Скажу честно – было очень тяжело и морально, и физически: пришлось в середине учебного года подхватить все его классы, в том числе и выпускные, так что учебная нагрузка зашкаливала.
Но мне всегда везло с коллегами! Возраст, темперамент, стиль преподавания, опыт разный, но добросовестное отношение к своему делу – одинаковое. Интересно, что моя нынешняя коллега – это ученица из моего первого выпуска, которая в этом году уже выпускает собственную дочь из нашей же гимназии. Вот так удивительно сложилась жизнь.
Не могу не сказать ещё об одном человеке, который сыграл большую роль в моём профессиональном становлении, это А. И. Емельянова. Она была директором школы, когда я пришла туда работать, и ещё долгих и удивительных 20 лет оставалась на своём посту.
Алла Ивановна была потрясающим руководителем и замечательным человеком! Строгая и добрая, с великолепным чувством юмора, грамотный учитель и отличный хозяйственник. Если к ней приходили родители с какими-то жалобами, она горой стояла за учителя, но после этого вызывала педагога и один на один объясняла ему все его ошибки. Очень помогала молодым учителям обрести уверенность в себе, поддерживала и защищала их. Остаётся только удивляться, как она все успевала: встретить утром учеников, провести уроки, принять родителей, собрать совещание учителей, побывать на заседании у шефов школы- нефтезавода, и т. д.
- Физика в отличие от литературы требует неких экспериментов. Если литература это в первую очередь книжка, то физика - это ещё и прикладная составляющая. Как женщине с этим справиться?
- Демонстрационный эксперимент – неотъемлемая часть предмета, ведь физика - это живая наука. После того, как не стало Владимира Ивановича, было трудно и в этом: оборудование старое (1950-х годов), необходимо его собирать, прикручивать, настраивать, работать с различными инструментами, паять. Пришлось осваивать и эти умения. Сейчас, конечно, легче – большая часть оборудования заменена на новое, а несколько лет назад сам кабинет стал новым благодаря нашим партнёрам. А ещё появилось много цифровых обучающих ресурсов, и современные дети могут проводить виртуальные эксперименты.
Помню состояние страха при проведении демонстрационных экспериментов в первые годы работы. Хоть всё и проверишь до урока, но по закону подлости эксперимент не получается. Таким ситуациям на уроке дети безмерно радовались, а мне хотелось плакать и провалиться сквозь землю от стыда. Это сейчас я могу запросто попросить ребят помочь разобраться в проблеме, переделать опыт и получить нужный результат.
- Сколько детей сейчас сдают физику и из каких соображений они это делают?
- В нашей гимназии у старшеклассников два профиля – гуманитарный и естественно-математический (углублённое изучение математики, физики и химии). В девятом классе физику для ОГЭ выбирают чаще всего те, кто собирается идти в 10-й класс с углублённым изучением физики, а в будущем в технический вуз. Весь 9-й класс мы с ними готовимся, подтягиваем базу, и они приходят в 10-й профильный сознательно. С этими детьми работать просто и очень интересно, отдача хорошая. А тем, которые мечутся до конца 9-го класса и сдают обществознание, а приходят в физмат, потом, конечно, сложно.
Что же касается 11-классников, то большая часть профильного класса сдаёт ЕГЭ по физике. Это примерно 20 человек из 26-28. Что удивительно, каждый год среди гуманитариев находится хотя бы один ученик, который неожиданно решил, что будет поступать в технический вуз, где нужна физика. Такие, как правило, сдают на минимальный бал.
ЕГЭ даёт шанс
- В России не утихают споры вокруг ЕГЭ. Какая у вас позиция?
- Что раньше было для наших выпускников? Омские вузы технического направления: ОмГТУ, куда физика практически на все факультеты нужна, СибАДИ, физфак ОмГУ, академия транспорта. С тех пор как к ЕГЭ привыкли и начали сдавать очень неплохо, у омичей появилась возможность выбирать вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Новосибирска, куда они успешно поступают. И наши дети стали составлять серьёзную конкуренцию жителям столиц. Самый свежий пример: в 2020 году 18 выпускников профильного класса сдавали ЕГЭ по физике, все успешно, из них восемь поступили на бюджетные места в престижные вузы Москвы, остальные учатся в омских вузах. У них за плечами уже две сданные сессии и началась учёба (как говорят ребята - пахота) на втором курсе.
А пахать они приучены. В 10-11 классе встречаемся с ними восемь раз в неделю: пять уроков плюс три часа модуль и консультации. Если есть желание и трудолюбие, можно успешно сдать ЕГЭ без репетиторов или подготовительных курсов.
- Правда ли, что дети сейчас другие? Хуже или лучше, чем раньше?
- Дети, конечно, другие, но не хуже и не лучше, они просто другие. Если в моём собственном детстве, например, были дети, жестокие по отношению к животным, то сейчас они стали жёстче к людям. Но, как и раньше, есть любознательные, с горящими глазами, а есть безразличные, во всяком случае к твоему предмету. И как бы ты ни старался пробудить настоящий интерес, далеко не всегда это получается.
Отличаются и тем, что мало и плохо запоминают. Я, например, на уроке объясняю тему и отдаю некоторые моменты на самостоятельное изучение. Потом мы к этому возвращаемся, и те, кто читает вдумчиво, разбирается, объясняет и даже спорит, защищая свое мнение; те же, кто поверхностно читает, не понимает и ждёт «разжевывания» материала.
- Раньше самым страшным наказанием был вызов родителей в школу. Сейчас и дети этого не боятся, и родители такие, что учителя во всём обвинят. Как вы находите выход из конфликтных ситуаций, ведь без них не бывает?
- Всё это зависит от опыта. Когда я проработала в школе лет восемь, у меня на уроке семиклашка схватил стул, чтобы кого-то ударить. Я на всю жизнь запомнила это – страшно испугалась и не знала, что делать; кого-то из девчонок отправила за завучем, вместе всё уладили.
А вот в прошлом году был не то чтобы конфликт, но такой небольшой бунт. У меня на уроке условие: телефонов на столах нет. Но один юноша положил на парту телефон, хотя прекрасно знает правила, и не убирал даже после того, как я об этом попросила. Я понимаю, что если не настою на своём, потеряю авторитет в глазах класса, который внимательно следит за происходящим. Предлагаю ему выйти вместе с телефоном и зайти потом, когда решит свои вопросы. Он опять отказывается.
Я отворачиваюсь, начинаю писать на доске дату, глубоко дышу и сама себе внушаю: «Ты же педагог!», поворачиваюсь к классу... улыбаюсь и начинаю урок. Юноша этот не подошёл и не извинился, но больше телефон на уроках не доставал.
- Вы с учениками на «ты» или на «вы»?
- Как правило, я с детьми на «ты». Если ситуация серьёзная, тогда появляется «вы», но это автоматически, я не регулирую это сознательно. Дети чётко знают: если обращаюсь на «вы», стоит задуматься и принять меры.
Четыре учебника
- Изменилась ли программа физики как школьного предмета?
- Что касается 7-9 класса, сам учебник в теории не очень изменился, но важно, что создатели стали приводить современные примеры, где применяется сейчас то или иное явление, закон или устройство. Появились творческие задания.
В старших классах у меня лично, как у учителя, четыре учебника разных авторов: что-то лучше освещается в одном учебнике, что-то лучше в другом. Дети работают по одному, а у меня их четыре, и ещё есть замечательные лекции в интернете учителя Павла Андреевича Виктора из Ришельевского лицея Одессы, который ведёт уроки физики в физмат классе. Когда началась дистанционка, я порекомендовала детям эти уроки, многие сейчас сами их находят и используют в качестве дополнительных занятий.
- Вы столько лет в школе, и предмет-то, по сути, сильно не меняется. И вы каждый день по-прежнему готовитесь к урокам?
- Представьте себе, да. Конечно, я не пишу лекцию от начала до конца, но в те планы уроков, которые у меня были, вношу коррективы на данный класс, потому что уровень этого 11 класса отличается от того, который был год назад. Многие задачи решаю заново, так как что-то забылось, поменялось; пытаюсь найти другой подход. Я не могу прийти в класс без подготовки.
- Что за эти проведённые в школе годы вам запомнилось больше всего?
- Прежде всего это мои ученики. Я была классным руководителем пяти выпусков (с 7-го по 11-й класс). Диспуты, капустники, спектакли, поездки в другие города, походы и сплавы по реке, карнавальные вечера – разве это можно забыть! Со многими выпускниками до сих пор поддерживаем отношения, созваниваемся и встречаемся.
Последние годы я работаю без классного руководства, но родными становятся физико-математические классы. Потому что с ними проводишь очень много времени, как я шучу, к выпуску мы становимся родственниками. И с ними поддерживаем связь после школы, они приезжают, приходят в школу.
Но школа – это не только ученики, это ещё и педколлектив. В нашей гимназии работают удивительные педагоги! У нас всегда были великолепные праздники, которые готовили сами учителя! Юбилеи школы, Новый год, 8 Марта, День учителя, и т. д. Наши учителя настолько творческие, что мы спектакли ставили, оперетты – себе же и показывали, конечно. Но раньше этого было больше, так как не было такой загруженности, как сейчас, а может, просто были моложе.
- Сами учителя тоже постоянно учатся. Но для чего педагогу высшей категории ещё курсы? Вы ведь и без того всё знаете и умеете?
- На курсах повышения квалификации учиться интересно по многим причинам. Во-первых, ты попадаешь в ситуацию необычную – в школе ты учишь, а там учат тебя. Во вторых, много новых интересных людей со своим видением обучения и воспитания. В третьих, знакомство с многочисленными новыми или обновлёнными приказами и постановлениями в области образования. Ну а самое главное - обмен опытом. Выступают передовые учителя, которые используют новые технологии, альтернативные учебники и программы и ты обязательно что-то берёшь на вооружение и используешь потом на уроках.
- Эмоциональное выгорание – проблема педагогов. Как восстанавливаетесь, чем увлекаетесь?
- Очень люблю туристические походы и поездки. 20 лет ходили в семейные турпоходы на Алтай - с рюкзаками по горным тропам, ледникам, переправляясь через горные реки, преодолевая перевалы, совершали категорийные походы. С шести лет брали с собой детей, и теперь взрослые дети своих детей, то есть наших внуков, также водят в горы.
Моё любимое увлечение – рыбалка, я в этом плане очень азартный человек. География рыбалки обширная: Омская область в самых разных направлениях, Тюменская, Новосибирская области, Казахстан. Одна из самых интересных – рыбалка в Монголии. В этом году на рыбалку ездили в Заполярье, на 67-ю параллель. Потрясающе!
Каждые выходные стараюсь выезжать на природу. Даже просто в лес за грибами, погулять - этого достаточно, чтобы зарядиться на неделю и ждать новых выходных. Меня притягивает неизведанное, необычное, интересное. Муж мой говорит: «Шею тянуть», то есть любопытствовать. Так вот, я очень люблю тянуть шею и мечтаю о новых путешествиях и приключениях.