Последний прыжок Перницкого
Справедливость восторжествовала – энтузиастам удалось по крупицам собрать сведения о судьбе участника Великой Отечественной, ушедшего добровольцем на фронт в 1941-м. В Балабанове Калужской области краеведы смогли атрибутировать безымянную могилу. Оказалось, там похоронен военный врач из подмосковного Орехово-Зуева Вячеслав Николаевич Перницкий. Был организован сбор денег на памятник фронтовику, его имя увековечили. Теперь к месту гибели Перницкого приходит молодёжь, краеведы рассказывают о судьбе героя. По инициативе администрации Балабанова планируется проводить в память о погибшем игроке товарищеские матчи между ФК «Балабаново» и орехово-зуевским ФК «Знамя Труда».
Будущая звезда довоенного футбола Вячеслав Перницкий родился 19 марта 1898 года в Орехово-Зуеве вблизи Клязьмы, в фабричном местечке. Его отец, Николай Афанасьевич Перницкий, работал гравёром на отбельно-красильной фабрике текстильной мануфактуры известных промышленников и меценатов Морозовых. Эти фабриканты, кстати, вместе с наёмными иностранными служащими – англичанами братьями Чарноками – помогли создать первую футбольную команду в Орехово-Зуеве в далёком 1887 году.
Вячеслав, видимо, не без влияния отца, стал заниматься футболом с малых лет, когда при Клубе спорта «Орехово» появились детские команды. Довольно скоро достиг успехов. Сейчас сказали бы – прирождённый талант. В июне 1912-го состоялся первый зарегистрированный матч между детскими командами. Капитаном одной из них – она называлась «Перепел» – стал Вячеслав Перницкий. Вскоре он уже признанный лидер в первой в России детской Орехово-Зуевской футбольной лиге. Позднее выступал во взрослом составе КСО (Клуб спорта «Орехово»), а затем за сборную Москвы.
Перницкий, Шапошников, Архангельский, Мурановкин, Жаворонков,
Беляков, Мурашёв, Леваков, Маныкин / ОЗГИКМ
Примечательно, что, будучи ярким и смелым футболистом, среди болельщиков был узнаваем по кличке Божья Коровка – так его прозвали за человеческую порядочность и интеллигентность в спорте и жизни.
Перницкий был одарённой личностью. Вместе с женой Анной Артамоновой участвовал в работе театральной студии Орехово-Зуевского драматического театра, в свободное время изучал русскую историю, коллекционировал марки, был хорошим художником-графиком.
Высокого роста сероглазый шатен с правильными, красивыми чертами лица, Вячеслав увлекал за собой всех, кто был рядом. И на сцене, и на стадионе. Как спортсмен, был отличным бегуном, комбинации с мячом проводил в быстром темпе, уверенно играл головой. Ещё его отличала высокая спортивная дисциплина. Знатоки футбола ставили Перницкого в ряд лучших нападающих, игравших с 1918 по 1922 год за сборную Москвы. Известно, что футболиста наградили за спортивные достижения именным оружием – малокалиберной винтовкой и револьвером «Браунинг».
Сполна отдав дань любимой игре, в 30 лет Вячеслав Перницкий решил посвятить себя профессии хирурга. Успешно окончил медицинский факультет Московского университета, работал в Морозовской больнице (бывшей «Первой советской») Орехово-Зуева, а затем – в одной из столичных клиник. Туда был переведён в августе 1932-го в качестве военного врача. Вскоре Перницкий уже майор медицинской службы, военврач 2-го ранга.
Как только объявили о начале войны с фашистами, он пришёл в военкомат и вызвался идти на фронт добровольцем. Это случилось на третий день войны – 24 июня 1941 года, о чём говорят данные из архива Минобороны и Бауманского РВК Москвы.
Перницкого направили на Волховский, затем – на Ленинградский фронт как хирурга полевого подвижного госпиталя № 817 при 183-й стрелковой дивизии. Не раз Вячеслав Николаевич совершал полные риска ночные марши с ранеными бойцами по Дороге жизни через Ладожское озеро.
Весной 1943-го майор Перницкий был тяжело ранен, но, даже не оправившись от ранения, продолжал трудиться в госпиталях на Ленинградском фронте – спас жизни сотен красноармейцев. Был награждён орденами и медалями, в том числе «За оборону Ленинграда».
Вот строки из наградного листа:
«С октября 1941 года по 24 января 1943 года врач Перенсков-Перницкий оказал хирургическую помощь более 1500 бойцам, командирам и политработникам. В совершенстве владеет техникой переливания крови и другими сложными медицинскими процедурами.
В период налёта вражеской авиации на район госпиталя 22 и 23 февраля 1942 года и ряда прямых попаданий бомб в отдельные здания госпиталя тов. Перенсков-Перницкий проявил себя как смелый, инициативный командир, сумевший организовать помощь раненым и пострадавшим.
За период наступательной операции по снятию блокады с города Ленина тов. Перенсков-Перницкий, несмотря на ограниченность своего здоровья, не считаясь с отдыхом, оказал активную помощь 725 раненым».
В 1944-м врач-фронтовик долго – с мая по октябрь – лечился в военном Московском коммунистическом госпитале, получил инвалидность, был признан не годным к воинской службе. В одном из архивных документов Вячеслав Николаевич Перницкий был даже ошибочно назван «умершим» в сентябре 1945 года.
Как можно предположить, исходя из имеющихся документов, в октябре– ноябре 1944-го он устроился врачом в Дом отдыха «Балабаново» и проработал там около четырёх лет…
После поисков в архивах, предпринятых заместителем главы администрации г. Балабанова Ниной Сергеевной Филатовой, удалось установить имя человека, останки которого на территории Дома отдыха «Балабаново» обнаружили представители поискового отряда «Отечество». Поиск проводился после обращения в горадминистрацию представителя Дома отдыха Валентины Морозовой. Она-то и сообщила, что, по рассказам местных жителей, после войны рядом с корпусом 2 была могила. Как удалось установить, в ней в конце 1940-х похоронили какого-то военного врача, участника Великой Отечественной войны. Те, кто проживал на улице Зелёной, вспоминали, что погиб он трагически – бросился в реку на крики о помощи, спас человека, но сам утонул.
Уже в первый день работы поисковики обнаружили человеческие останки. В местной газете «Балабаново» разместили просьбу – сообщить любые сведения о человеке, который был захоронен.
Из опроса, проведённого корреспондентом газеты среди жителей улицы Зелёной, стало известно, что он был высокого роста, носил аккуратную бородку и прихрамывал на одну ногу. Ни имени, ни фамилии его никто не мог вспомнить. Ведь те, с кем поговорили, в конце 1940-х годов были детьми, информацию имели скудную. Правда, запомнили, что в последний путь смельчака, погибшего ради другого человека, провожали всей улицей.
Со временем те, кто ухаживал за могилой, состарились, ушли в мир иной. Захоронение долго оставалось без присмотра, а потом могильный холмик и вовсе засыпали землёй. Как и когда это произошло, точно неизвестно. Ясно лишь, что останки человека перезахоронили на городском кладбище. На могиле установили православный крест, хотя захоронение поставили на учёт как воинское.
И только в наше время, после большой поисковой работы, удалось установить имя героя и дату его гибели – 18 августа 1948 года. Пятидесятилетний врач-фронтовик Вячеслав Перницкий погиб, выполняя врачебный и человеческий долг, но спас утопающего.
Теперь на месте его захоронения на городском кладбище установлен памятник с надписью «Участнику Великой Отечественной войны, военному врачу, выдающемуся футболисту от жителей города Балабаново». В Орехово-Зуеве также хранят память о земляке-герое, особая благодарность за это настоятелю православного Георгиевского храма отцу Дмитрию Филину.
Храм основан в 2009-м в честь погибших 27 мая 2004 года футболистов орехово-зуевской команды «Знамя Труда». Недавно, 6 мая, в День святого великомученика Георгия, на территории храма торжественно открыли Аллею Памяти игроков, тренеров и сотрудников клубов, воевавших в годы Первой и Второй мировых войн. На семи плитах 634 имени. Среди них – и футболиста, врача, воина Вячеслава Перницкого. На открытии Аллеи был ветеран ракетно-космической отрасли, доктор технических наук Евгений Тарасов. Его отец Николай Никифорович Тарасов (1911– 2010) – офицер-фронтовик, Герой Социалистического Труда, соратник Алексея Косыгина. В молодости играл в футбол, начинал в ореховской команде, знал и уважал легендарного Вячеслава Перницкого. Теперь их имена воссоединились на мемориальной плите.
Евгений Голоднов, краевед, Орехово-Зуево Московской области