Еще один незаслуженно репрессированный или Как заслуженный артист РСФСР помогал Гитлеру, зачитывая «приказы Сталина»
Всеволод Блюменталь-Тамарин – личность настолько интересная, насколько и отталкивающая. Лично для меня. Думаю, многие, ознакомившись с текстом, согласятся, что этот заслуженный артист РСФСР был недостоин своего звания.
Актерская деятельность
Я хочу начать именно с неё, потому что, формально, Всеволод Александрович почти справедливо получил своего «заслуженного». Он сам везде указывал, что с 1901 года на сцене. И, наверное, Тамарин преуменьшал свой стаж. Ведь еще в детстве он играл в театре. Неудивительно – родители были актерами, а папа, помимо прочего, занимался режиссурой. Четверть века на сцене – это серьезно. И такую дату артист отмечал в 1926 году. А дальше – продолжил заниматься творческой деятельностью.
Добавлю, что Всеволод Александрович был сыном артистки, которую очень любили как в СССР, так и в царской России. Мария Михайловна Блюменталь-Тамарина дружила с Луначарским. Это тоже сыграло свою роль. Вне сомнения.
Как бы там ни было. Все же, человек посвятил десятилетия театру. Только вот был прав адмирал Колчак, если, действительно, говорил свою знаменитую фразу про то, что артисты всегда служат любой власти.
Блюменталь-Тамарин это прекрасно продемонстрировал в 1918–1919 годах.
В 1918 году артист жил в Харькове и местный «Театральный журнал писал», что Всеволод Александрович примет участие в создании «Рабочего дома». Но пришли солдаты Деникина – в 1919 году, и Блюменталь посчитал, что власть переменилась. Он сел верхом на циркового коня, взял в руки большой имперский флаг, привязал к седлу большую церковную кружку и начал собирать по городу деньги на нужды освободителей.
Об этом писал заслуженный деятель искусств РСФСР Шверубович Вадим Васильевич.
И это не выдумка, потому что артист Георгий Юрьевич Бахтаров дополнил в свое время Шверубовича. Он писал, что Блюменталя-Тамарина должны были расстрелять большевики, которые выгнали Деникина из Харькова. Но обошлось – за будущего заслуженного артиста РСФСР ходатайствовала перед Луначарским мама Мария Михайловна.
Вот такой у нас получается персонаж. Знаете, я не очень люблю, когда артисты, музыканты вмешиваются в политику. Казалось бы, хорошо, что Всеволод Блюменталь не особо «болел» за красных, аналогично относился и к белым. Но не нужно было «выслуживаться». Хотя, похоже, у него это было в крови, как и сильнейший страх за свою жизнь.
Дальше артист вел себя примерно так же. Ему было всё равно, кому служить, лишь бы не обижали.
Началась война
Когда Гитлер напал на СССР, Всеволод Блюменталь-Тамарин отправился в Москву. Точнее – в Подмосковье – на дачу. Туда он свез архив, собрал все свои драгоценности. Артист боялся прихода немцев, но близким он говорил: «Они меня не тронут. Я наполовину немец». Отец Всеволода – Александр Эдуардович, действительно, имел немецких предков. Но половиной там дело не пахло. Какие-то немецкие гены у нашего героя, конечно же, были. Но дело не в этом.
Две вещи важны:
· Блюменталь боялся;
· Тамарин, вероятно, думал о том, как бы перебежать на сторону сильного противника СССР.
Ему это удалось. Уже осенью 1941 года артист, вместе с упругой и падчерицей, отправился в Германию – в Берлин. А в 1942 году началась его работа на Гитлера.
Талант
Всеволод Блюменталь-Тамарин был диктором на гитлеровском радио. Он призывал советских солдат сдаваться. Было и такое, что артист голосом Сталина зачитывал несуществующие приказы, чтобы деморализовать Красную Армию.
В том же 1942 году Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Блюменталь-Тамарина к высшей мере. Правда, заочно. Артист держался на большом расстоянии от линии фронта. Одно время он жил в Кёнигсберге. Потом – перебрался в Берлин.
Судьба предателя
Всеволоду Александровичу не довелось побывать еще хотя бы раз на советской земле. Его тело нашли на улице одного из немецких городков. Оно болталось на веревке. Обстоятельства случившегося так и не были выяснены. Хотя я думаю, что в архивах есть бумаги, в которых всё детально описано.
По одной из версий Блюменталь-Тамарин сам свел счеты с жизнью. По другой – ему помог Иван Миклашевский. Он в 1941 году стал чемпионом Ленинграда по боксу. Во время войны Миклашевский был агентом НКВД. Самое интересное, что Блюменталь был его дядей. Видимо, племянник разобрался с родственничком.
В СССР Иван Львович получил орден Красной Звезды. Это случилось в 1947 году. 2 года Миклашевский жил во Франции. Вероятно, выслеживал осевших там власовцев. После войны Иван Львович не мог больше выходить на ринг – из-за ранения. Но зато он тренировал. И очень успешно.
Миклашевского не стало в 1990 году. И, наверное, счастье, что он не дожил до года 1993-го, когда Всеволода Блюменталь-Тамарина реабилитировали по формальным обстоятельствам. Тогда много кого обелили из тех, кто выступал против советской власти.