Замглавы Минстроя России: в чем эффект продления льготной ипотеки
Принятые правительством России меры поддержки строительной отрасли позволили увеличить темпы возведения жилья, а также поддержать спрос на рынке недвижимости, об этом в рамках VI ежегодного форума РБК «Недвижимость в России» рассказал замминистра строительства и ЖКХ России Никита Стасишин:
— Мы фиксируем увеличение объемов выхода новых площадок под жилищное строительство и комплексное освоение территорий и видим это практически по всей стране. Сейчас важен не планируемый объем ввода жилья в 2021–2022 годах, а динамика в моменте — год к году, месяц к месяцу, что происходит по объему градостроительного потенциала. Градостроительный потенциал в регионах — это купленные земельные участки с утвержденной планировкой территории, по которым в ближайшие месяцы застройщики получат разрешение на строительство и техусловия на подключение магистральных сетей. Сегодня количество действующих разрешений на строительство позволяет построить более 150 млн кв. м жилья. Задел в градостроительном потенциале по всей стране оценивается в 40 млн кв. м, которые в ближайшее время начнут строиться. Градостроительный потенциал, разрешения на строительство, техусловия на подключение сетей и открытие продаж — это то, на что могут распространяться все меры поддержки в жилищной политике, направленные на увеличение объемов строительства многоквартирного жилья. В частности, это льготная ипотека, субсидирование низкомаржинальных проектов и другие.
Под действие программы льготной ипотеки подпадают все проекты. Объем помощи в таких регионах, как Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, сократится, но в то же время у нас расширились параметры программы ипотеки для семей с детьми. Это даст возможность застройщикам получить в перспективе гарантированный спрос и при этом не увеличить стоимость квадратного метра.
Продление программы — это перевод из градостроительного потенциала в реальную стройку 200 млн кв. м жилья. Также продление программы сделает жилье более доступным для граждан. Эта программа была антикризисной, а значит, временной, ее нужно было либо заканчивать, либо трансформировать. Нам удалось убедить коллег из Центрального банка, и нас поддержали президент, вице-премьер и другие коллеги. Трансформация этой программы в более лояльную сможет поддержать спрос. У нас были большие скачки спроса за месяц до кризиса и за месяц до предполагаемого окончания программы. В кризисное время люди всегда вкладываются в то, что ликвидно. С учетом проектного финансирование и эскроу-счетов мы нивелировали инвестиционные риски граждан.
Если бы программа не была продлена, цены на квартиры не уменьшились бы, объемы строительства сократились, новые площадки не выводились, и мы бы не выполнили поручение президента. Помимо этого, все, что мы делали последние три года, нам пришлось бы заморозить. Но этого не произошло. Я бы хотел обратиться к застройщикам: вы видите, что за последние два-три года мы кардинально не меняем для вас правила рынка: абсолютно в белую сокращаем все процедуры, вводим дополнительные меры поддержки. И мы ни разу не заявляли об ограничении цен на квадратный метр. Но в случае ситуаций, связанных с пандемией или еще с чем-либо, что может привести к ухудшению ситуации на рынке, нам будет очень сложно просить о дополнительных мерах поддержки, в ответ нам скажут посмотреть на цену квадратного метра. Мы играем сегодня вдолгую и просим вас тоже так смотреть, а не в моменте.