Анастасия Денисова: «Мой пазл сложился»
«Помочь другому — лучшее лекарство»
Тяга к тому, чтобы помогать другим, у меня была с юношества. Мне было мало одной лишь своей жизни, того, что я делаю для себя.
Первый, неожиданный поворот в эту сторону случился тогда, когда я захотела ребенка. Мне было всего 18 лет, во мне возникла горячая душевная потребность заботиться о другом человеке. Ради этого мне на время пришлось отказаться от профессии актрисы и устроиться в офис секретарем, поскольку мне, молодой маме, в тот момент требовалась стабильная работа и регулярный доход.
Потом в нашей семье произошло несчастье – умер мой отец, а через год – его вторая жена после брака с моей мамой. Их маленький ребенок, мой сводный брат, с которым мы почти не общались, остался без родителей. Мне пришлось взять на себя функцию главы семьи и оформить опекунство над братом. Все жизни соединились в одну, я старалась дать этому ребенку все, что я могла.
После болезни папы остались аппараты для искусственной вентиляции легких, я долго искала, кому они могут быть полезны, и в итоге их удалось отдать Фонду помощи хосписам «Вера». Это был мой первый опыт взаимодействия с НКО, который многое во мне изменил.
В какой-то момент я поняла, что уже не могу без этого: своих детей, собаки и постоянной помощи другим. Ко мне уже пришла популярность, стали приходить запросы от различных фондов и организаций с просьбой сделать пожертвование или принять участие в каком-либо благотворительном мероприятии.
И вот когда я в первый раз посетила одно из таких событий – это был благотворительный бал в пользу детей в детских домах, на который звезды из разных сфер приносили свои платья, я впервые увидела, насколько это может быть действенно, сколько средств можно получить, чтобы помочь нуждающимся. Это было лишь первое благотворительное мероприятие, которое я посетила. Активно участвовать в общественной деятельности я начала с социально-благотворительного проекта «Будь с городом!» в Санкт-Петербурге.
После этого бала я стала чаще соглашаться на подобные проекты и акции. Я не стремлюсь заниматься благотворительностью в полной мере, я единственный кормилец в семье и помогать финансово могу не всегда. Но зато я способна говорить о существующих проблемах, рассказывать о них широкой аудитории, поддерживать таким образом волонтерскую деятельность, подтягивать в нее других людей – оказывать информационную поддержку.
Каково играть Елену Альшанскую
Спектакль «Люди добрые» пришел в мою жизнь неожиданно. Это первая в России постановка, которая посвящена развитию в нашей стране благотворительности и сделана в жанре сторителлинга. Проект создан Агентством социальной информации, Благотворительным фондом Владимира Потанина и Театром. Doc.
Спектакль рассказывает о 12 лидерах сферы благотворительности из разных уголков России. Мой партнер по спектаклю Константин Кожевников ничего не знал на тот момент о моем сотрудничестве с НКО и предложил мне эту работу исключительно потому, что я, на его взгляд, подошла на роль Елены Альшанской (президента фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». — Прим. АСИ).
В итоге получился очень интересный спектакль, в котором мы показываем истории этих невероятных людей, размышляем, святые они или нет, рассказываем о выгорании и в то же время даем зрителю возможность проследить историю развития сферы благотворительности в нашей стране.
Играть Елену Альшанскую непросто, потому что она очень большой человек, с огромным сердцем и огромными ресурсами. Она не просто выносит на широкую общественность важные темы, но еще и благодаря своему неравнодушию многого добивается, делает все возможное для детей.
В спектакле я ставлю перед собой задачу не играть Альшанскую, а рассказывать ее историю.
Часто после спектакля ко мне подходят зрители и говорят, что раньше они и не подозревали, что существуют такие люди, что это счастье, что они есть.
Работа фондов мало кому видна, не все знают, что можно куда-то направить свое доброе сердце. А в том числе благодаря спектаклю у них появляется информация о программах, возможностях, способах помочь. Иногда человеку достаточно слышать название фонда – и это многое решает в его жизни.
У России всегда было большое доброе сердце, возможно, в нас заложен ген добра, и мне кажется важным показывать зрителю то, как из желания помогать другим возникла профессия, целая сфера.
Про Петербург и бизнес-завтраки
Меня часто приглашают на мероприятия, связанные с благотворительностью, и в основном все они проходят в Петербурге. Недавно я была спикером бизнес-завтрака, посвященного теме «Благотворительность и звезды» в Петербурге. Событие было организовано проектом «Форма добра», который реализуется по инициативе Совета по развитию добровольчества при Комитете по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями и поддерживает добровольческое движение в Санкт-Петербурге.
И на этой встрече мы как раз обсуждали, почему именно в Петербурге добровольческо-волонтерское движение имеет такой резонанс. Я думаю, это связано с тем, что здесь сложилась активная община, существует сплоченность между корпорациями, бизнесом, госорганами и общественными деятелями. В Москве все больше заняты выживанием, в этом городе между людьми большая конкуренция: сил, времени, ресурсов на то, чтобы помогать другим, почти нет. Каждый пытается помочь сам себе.
Представители НКО, с которыми я работаю в Петербурге, часто жалуются мне на то, что сложно договариваться о взаимодействии с москвичами. Но я верю, что, в частности, и такие люди, как я, которые с радостью приезжают ради благотворительности из Москвы в Петербург, станут маленькими мостиками между двумя столицами, изменят эту ситуацию.
Сейчас я участвую в развитии многих проектов в Петербурге, в которых я смогу рассказать об общественной деятельности, придать огласку многим проблемам. В декабре будет организовано мероприятие, посвященное акции «Мы вместе», специально к этому событию я готовлю музыкальный сюрприз, и это огромная честь для меня.
В принципе любое мероприятие, где соприкасается бизнес и люди с эстрады, популярные личности, если они соприкасаются, — это огромная польза для всех. Люди знакомятся, узнают друг о друге, обмениваются опытом и могут понять, что они вместе могут сделать, завязываются новые знакомства, которые приведут к следующим встречам, новой помощи.
О благотворительности и пандемии
Пандемия – страшное время для людей моей профессии. Каждый вживую отыгранный спектакль – это квинтэссенция обмена энергией. Ты не только отдаешь, но и получаешь взамен. Не видеть своего зрителя – серьезное испытание для нас.
Но именно в это время я стала больше отдавать не своей публике, а другим людям, которые оказались в сложной ситуации. Так мы стали активнее работать с детскими домами, организовали благотворительный онлайн-курс, собирали пожертвования и стремились помочь некоммерческим организациям в непростое для них время. Часть вырученных средств, в частности, была направлена в приют для собак.
Третий сектор был вынужден снизить свои обороты, остановились многие процессы. На наших встречах мы часто обсуждали, что даже в такой ситуации, когда тебе плохо, помочь другому – лучшее лекарство.
Даже сейчас остается большой пласт людей, которые не могут не помогать. И благодаря их усилиям жизнь не останавливается, нуждающиеся получают поддержку и заботу.
Если бы не карантин, мы бы не сыграли свой спектакль онлайн, не смогли перевести его в Zoom, когда в режиме реального времени каждый артист отыгрывал свою роль у себя дома. А ведь это был уникальный опыт, мы бросили себе вызов.
Люди в страхе, никто не знает, что их ждет даже через два часа, но в то же время мы крепчаем, приобретаем бесценный опыт.
Стоит ли звездам говорить о благотворительности
Одно время любое сотрудничество с НКО для меня было личным делом, я не считала нужным об этом говорить. Более того, не хотела, чтобы ко мне обращались за помощью.
Мне нравилось помогать по мере своего желания, возможностей, то есть беречь свой энергетический ресурс. В первую очередь должно быть комфортно тому, кто помогает. Ведь если делать это против своего желания, то само понятие благотворительности, добрых дел переворачивается с ног на голову.
Но сейчас, когда у меня появился информационный ресурс и я вижу результаты своей работы, считаю, что взаимодействие НКО с известными людьми – один из способов развития.
Если какой-то молодой человек очень хочет быть полезен, но не знает, куда ему направить свои силы, важно, чтобы он мог вовремя, пока это желание в нем не перегорит, получить нужную информацию из открытых источников. И именно публичные персоны в этом случае смогут ему помочь.
Мне кажется, что то, что я ощущаю, результаты моей работы, мои подписчики в социальных сетях, мои знакомые, друзья начинают интересоваться моей общественной деятельностью, они становятся в курсе того, что происходит, начинают этим интересоваться, кто-то поддерживает, говорит, как здорово, что это есть, побольше бы таких взаимодействий. Я вижу, что моя общественная деятельность распространяется, размножается среди других людей.
Можно сколько угодно подозревать известных людей в пиаре за счет благотворительности, но важно помнить, что благотворительность в нашей стране возникла недавно, поэтому все связанные с ней институты и инструменты еще только формируются.
Большинство людей ничего не знает ни о фондах, ни об их работе, при этом в открытых источниках много лишней и иногда небезопасной информации.
Кто, если не известный человек, сможет быстро и доходчиво все рассказать и привлечь ресурсы в некоммерческие организации?
Чем больше мы говорим о помощи другим, о благотворительности, тем она становится естественнее.
К тому же любая неискренность все равно видна и рано или поздно выйдет боком самому человеку. Мне самой неприятно, когда, приглашая меня на то или иное благотворительное мероприятие, организаторы рассказывают мне, что там будет много журналистов, что это будет полезно для моего продвижения.
Звезды, как и большинство людей, хотят быть нужными, востребованными и полезными.
Известного человека необходимо замотивировать тем, что ему или ей было интересно получить в качестве обратной связи на этом мероприятии. Для меня это, например, возможность спеть мои песни. Всегда нужно искать индивидуальный подход.
Я рада, что в моей жизни появились люди, которые хорошо разбираются в вопросах благотворительности, и они всегда могут помочь мне отличить истинное от инструмента манипуляции, событий, которые подаются лишь под соусом благотворительности.
Я внимательно изучаю всю информацию, прежде чем куда-то пойти. Ведь это возможность внести свой вклад в большое дело – поддержать фонды, помочь отдельным людям. В глобальном, общечеловеческом смысле — это то, что делает меня абсолютно счастливой. В этом я вижу свое частичное призвание как артистки. Мой пазл сложился: общественная деятельность дает мне понимание того, что я не зря работаю, не зря просыпаюсь по утрам.
Записала Ирина Михайлова
Сообщение Анастасия Денисова: «Мой пазл сложился» появились сначала на Агентство социальной информации.