"Турецкий поток", долги "Сбербанка", инвестиции: у Путина есть повод для визита в Хорватию
Сегодня в Сочи прибыла президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович, которая провела в этом российском городе переговоры с Президентом РФ Владимиром Путиным по всему комплексу отношений, который сегодня имеет место быть в рамках диалога Москвы и Загреба.
У России и Хорватии имеется устоявшаяся политическая повестка
Более того, по словам пресс-секретаря российского президента – Дмитрия Пескова, Путин принял приглашение хорватского лидера посетить с официальным визитом Загреб, хотя в настоящее время нельзя говорить о сроках такого визита и даже о том, в каком календарном году он состоится.
Примечательно, что Грабар-Китарович известна, как последовательный критик политики России по Украине и Сирии, но это обстоятельство не помешало ей прибыть на переговоры с Путиным. Впрочем, такая позиция характерна не только для президента Хорватии, но и для всего хорватского политического истеблишмента.
Причины такой «смены позиции» заключаются в экономических проблемах Хорватии – хорватский национальный ретейлер Agrokor должен российскому «Сбербанку» 1,5 млрд долларов, и данный вопрос имеет для Загреба принципиальное значение.
Дело в том, что Хорватия – это небольшая и небогатая страна, поэтому такой долг одной из ведущих национальных коммерческих структур видится для нее проблемой государственного масштаба.
В настоящее время «Сбербанк» и Agrokor продолжают судебную тяжбу по этому делу, и данное обстоятельство очень сильно смущает Загреб, поскольку сказывается, как на финансовой стабильности Хорватии, так и на инвестиционном климате в этой стране.
Россию и Хорватию сближают вопросы энергетики
Здесь важно понимать, что все политические переговоры России с балканскими государствами проходят сегодня в рамках реализации нашей страной проекта «Турецкий поток» – в частности, его второй нитки, которая должна принести российский природный газ в страны этого европейского полуострова.
Данный вопрос является предметом переговоров России с Болгарией, Македонией, Сербией, а также, как мы видим, и с Хорватией – по крайней мере, министр энергетики РФ Александр Новак сегодня предложил Загребу помощь нашей страны в модернизации хорватской энергетической системы.
По словам Новака, Россия может помочь Хорватии в модернизации электросетей и строительстве электростанций, причем есть основания полагать, что в качестве ответных действий Загреба здесь может выступить согласие хорватского руководства на вход «Турецкого потока» в Евросоюз.
Старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Ирина Руднева в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отмечает, что раньше сотрудничество между Россией и Хорватией было гораздо шире, но это происходило не по политическим, а по экономическим причинам.
Кризис сказался на отношениях России и Хорватии
«Например, до событий 2014 года и экономических сложностей в России активно развивался российский туризм в Хорватию. Кроме того, у Москвы и Загреба существовал интенсивный торгово-экономический обмен, который сейчас не сошел на нет, но значительно уменьшился», - констатирует Руднева.
На сегодня, как замечает эксперт, общий объем и уровень подобных транзакций сократился еще и потому, что Хорватия является членом Евросоюза и, соответственно, проводит антироссийскую политику, которая была введена Брюсселем в контексте общего пакета западных санкций.
«Можно сделать вывод, что тот факт, что Хорватия присоединилась к санкциям против России, сильно осложнил отношения Москвы и Загреба», - резюмирует Руднева.
Другой вопрос, что России на текущий момент крайне интересны Балканы, поэтому без диалога между Москвой и Загребом нам не обойтись. Кроме того, хорватская сторона имеет очень большой интерес к инвестициям в свою национальную экономику и из-за этого также готова вести диалог с Россией.
В отношениях России и Хорватии существует и культурно-политический момент
Вместе с тем, нельзя игнорировать и тот факт, что всю политику Москвы на Балканах в России часто рассматривают через призму событий времен гражданской войны в бывшей Югославии.
Корнем данного противостояния была война между сербами и хорватами – народами, которые говорят на одном языке, но которые разделены по религиозному признаку. Сербы, как известно, являются православными, а хорваты – католиками, что привело к исторической ориентации сербов на Россию, а хорватов на западные политические структуры. И, несмотря на то, что с тех событий прошло уже двадцать лет, все это продолжает играть большую роль в балканской политике.
«Исторически Россия, естественно, ближе к сербам и, вследствие этого, в нашей стране им традиционно больше всех симпатизируют на Балканах. Кроме того, если вспомнить ход гражданской войны в бывшей Югославии, то от нее максимально пострадали именно сербы, причем во многом от жестких действий хорватской стороны во время силовой ликвидации Сербской Краины», - заключает Руднева.
Тогда десятки тысяч людей были насильственно выселены с территории Хорватии, что привело к серьезным последствиям, которые полностью не решены и сегодня.
«К тому же, если говорить о реальной политике, то ситуация во взаимоотношениях между Россией и Хорватией также омрачается и тем фактором, что Загреб ведет последовательную поддержку Киева в его политической кампании против нашей страны», - констатирует Руднева.
Это уже традиционные отношения между Украиной и Хорватией, поскольку даже во время гражданской войны в бывшей Югославии девяностых годов многие украинцы поддерживали хорватскую сторону, поэтому неудивительно, что и в настоящее время политические связи между Киевом и Загребом активно развиваются.
Можно взять хотя бы историю с покупкой Хорватией украинских истребителей МиГ-21, которые так и не смогли взлететь.
«Еще на Украине часто идут разговоры о том, что нужно позаимствовать у Хорватии применительно к Донбассу опыт операции «Буря», т.е. этнической зачистки от сербов территории Сербской Краины. Так что, в этом вопросе переплетается очень многое», - резюмирует Руднева.