Макет Смоленской крепости теперь светится и «пускает дым» из печей
Макет Смоленска в Громовой башне стал еще более интерактивным. Самый любопытный экспонат музея не только отремонтирован, но и усовершенствован.
На кривых улочках рассыпаны крошечные домики, в которых топятся печи. Вокруг мощная крепость с 38 башнями. Когда на город опускается ночь, видно, как горят огни в миниатюрных избах. Гости музея в Громовой башне вновь могут погрузиться в атмосферу Смоленска начала XVII столетия.
Дарья Лукьянчикова, руководитель студии дизайна: «Нужно было добиться разного переключения света. Раньше это не работало. Точно так же мы добавили разные режимы звука, колокола и другие. Разные звуки колоколов, под все виды праздников. Ну, и самое интерактивное – это дым, который валит из труб домов».
Сотрудники студии дизайна объясняют музейщикам, как управлять жизнью Смоленска на обновленном макете. Подобного рода работами они занимались впервые. Неделю пролежали под Смоленском, выясняя, как устроена система, заменили всю проводку, блок питания. Самым сложным оказалось «затопить печи» в домах смолян. Сохранять старую систему было неудобно.
Никита Лукьянчиков, руководитель студии дизайна: «Была необходимость использовать дым, который очень сложно найти, не понятно, где заказывать. Его доставка может быть только автомобилем. Мы от этой идеи отказались. И искали варианты, которые больше подойдут. И один из вариантов – дым из глицерина – отлично подошел. Мы использовали этот вариант».
Сейчас Смоленская крепость – это девять разрозненных участков. И лишь мысленно можно соединить их в единое каменное ожерелье, каким она была в начале XVII века. Целой и невредимой крепость простояла всего семь лет. Этот непродолжительный эпизод в истории Смоленска – до начала осады города армией Речи Посполитой – и запечатлен на макете. Еще целы все башни и прясла, еще не взорван Мономахов собор, можно топить бани.
Макет был установлен в Громовой в 2017 году. Через год после начала реставрации в башне потребовалось освободить все ярусы. Однако целиком макет было вынести невозможно. И обратно в музей он вернулся без интерактивной начинки.
Дарья Лукьянчикова, руководитель студии дизайна: «Конечно, это было сложно. Давным-давно этот макет был разрезан пополам, и очень много приходилось заново с нуля собирать, запускать тестово».
Сергей Петрущенков, сотрудник Государственного музея «Смоленская крепость»: «Очень часто посетители спрашивали: «Ну, когда же он заработает!». И когда появятся кнопочки вместо тех дыр, которые нам приходилось прикрывать макетом крепостной стены. Теперь он работает».
Древний Смоленск на макете будет оживать во время экскурсий, а также ежедневно в 17 часов. Дизайнеры придумывают, как придать движение водам Днепра.