Павел Самусенков прокомментировал ребрендинг Заднепровского рынка в Смоленске
Директор рассказал, как торг на Днепре возвращается в цивилизованное русло
Заднепровский рынок – такая же неотъемлемая часть Смоленска, как, например, Крепостная стена. Это не преувеличение. Большой торг на правом берегу Днепра был устроен ещё в XVI веке. В XVIII веке образовалась торговая площадь, которая в 30-е годы ХХ века стала Колхозной. Это название она получила, когда было возведено деревянное крытое здание для колхозного рынка. А нынешнее, привычное глазу горожан здание появилось в 1971 году.
Другое дело, что в отличие от «Ожерелья земли Русской», Заднепровский продовольственный рынок вот уже несколько десятилетий — скорее символ теневой жизни города, а не повод гордиться его историей. Покупатели, может, не были осведомлены обо всех криминальных и полукриминальных делах торговых рядов, но вряд ли бы отказались, чтобы рынок стал чище во всех смыслах.
В администрации Смоленска в 2024 году уже не раз делились планами на будущее «колхозки». Но ведь обещания реконструкции в этом веке уже озвучивали градоначальники и в 2011-м, и в 2015-м, и в 2017-м. А воз (вернее — «привоз») и ныне там. Чем же отличаются проекты нынешних региональных и городских властей от прожектов, так и оставшихся эпизодами в истории. Свои вопросы SmolNarod адресовал директору Заднепровского рынка Павлу Самусенкову.
— Павел Евгеньевич, сначала два вопроса о внешнем виде. Первый: изменится ли привычный облик фасада здания продовольственного рынка? Второй: изменится ли печальный вид на «колхозный» берег Днепра, который открывается с набережной?
— Сразу подчеркну, что концепция находится в стадии разработки. Однако со стопроцентной уверенностью могу сказать: набережная со стороны рынка будет обязательно. Руководители региона и областного центра полностью разделяют мнение горожан и приезжих, что открывающийся вид на задворки рынка уродует Смоленск. Но для Заднепровского рынка изменения связаны не только с красотой. Использование участка берега Днепра в качестве зоны размещения объектов общепита и отдыха станет одним из способов привлечь посетителей, точкой притяжения для местных жителей и для туристов. А что касается фасада здания продовольственного рынка, с большой долей вероятности внешний дизайн не претерпит изменений, но капитальный ремонт будет произведен. Потребуется многое, начиная от остекления фасадной части и замены кровли, заканчивая новым устройством теплового контура. Сейчас объект находится в плачевном состоянии.
— Заднепровский рынок уже претерпевает множество изменений, по крайней мере, документально. Он перестает быть муниципальным унитарным предприятием и превращается в ООО.
— Именно так. При этом повсеместный процесс преобразования унитарных предприятий касается не только рынка. Главное, что ООО «Заднепровский рынок» на сто процентов остается в городской собственности. Частный капитал сюда будет привлечен только в качестве инвестиций.
— Случалось, что в Смоленске вынашивались планы вложить бюджетные деньги в ремонт, а потом приватизировать муниципальное имущество. А сейчас происходит обратное: деньги привлекаются не из бюджета, а имущество остается городским. Что же получит инвестор?
— На данный момент идёт поиск большого инвестора, которому не будет продано здание Заднепровского рынка, но для него предусматривается долгосрочная аренда. То есть взамен своих вложений он получит возможность аренды площадей на определенный срок.
— Бесплатной аренды?
— Ну почему же. По установленной арендной плате.
— А как окупить значительные затраты? Бизнесу разве интересны «длинные деньги»?
— Знаете, это вовсе не длинные деньги. Строительство торгового центра — довольно кропотливый труд с большими финансовыми вложениями, а здесь конструктивная часть и вся инфраструктура уже имеются. Цена вопроса – это затраты на фактический ремонт, а не строительство нового здания. Деньги можно получать сразу же после ремонта, а не после долгого строительства. На данный момент рынок загружен всего на 15%. После реконструкции удельный заработок вырастет в разы. Это принесет как поступления в казну города, так и прибыль инвестору, поскольку увеличится количество уже его арендаторов и поток клиентов.
— Инвестору придется строго следовать концепции и в той части, которая связана с обустройством набережной? То есть взяться за весь комплекс в целом?
— Реконструкция касается не только крытого рынка, но и прилегающих территорий. Площадь самого здания составляет 3500 квадратных метров, а общая территория — порядка двух гектаров.
— Это глобальные планы. Вряд ли стоит делать всё наспех, лишь бы поскорее. Речь же о том, чтобы обновленный рынок служил не год-два, а десятилетия.
— Абсолютно верно. Добавлю только, что его десятилетиями выкачивали, эксплуатировали, раздирали, довели до ужасного состояния. Сейчас пришло время все по кусочкам собирать.
— Продолжим разговор о концептуальных изменениях. Не про новые прилавки и оборудование – они обязательно будут, но эти новшества не столь глобальны, как, например, вопрос логистики. Придется же и ее пересматривать?
— Заезда тяжелого грузового транспорта на территорию больше не будет. Так же, как и по всему городу, поставками товаров и продуктов будет заниматься малотоннажный транспорт.
— Когда вы рассказываете о концепции, то часто говорите не «продовольственный рынок», а употребляете термин «гастрорынок». Это просто синоним, модное понятие?
— Использую это слово не из-за моды, а потому что оно лучше отражает суть предстоящих изменений. Гастрорынок – не только крытое здание с прилавками. Это современный комплекс, где можно и купить свежие продукты, и получить гастрономическое удовольствие в точках общепита, и отдохнуть на благоустроенном берегу Днепра, и удобно припарковаться…
К сожалению, в Смоленске слово «колхозка» достаточно часто ассоциируется с чем-то неопрятным, криминальным. Городу нужен современный, светлый, чистый рынок, где гарантированно можно рассчитывать на качественный, свежий товар, а также — на изысканный и уникальный для гурманов. Не останется мест, где будут перебирать гнилые овощи, уйдут в прошлое плохо освещенные прилавки, где покупателю попытаются всучить некондицию. Будет обязательный контроль качества продукции, собственная лаборатория.
Конечно, мы надеемся привлечь и фермерские хозяйства, которые представят региональную продукцию. Вы же в курсе, что, например, смоленский сыр побеждал в конкурсе сыроваров во Франции. А в Смоленской области сегодня его не купить. Знаете, что лично для меня станет показателем того, что всё задуманное удалось? Когда наши смоленские рестораторы предпочтут делать закупки именно на Заднепровском гастрорынке.
— Звучит здорово. А многим ли прежним арендаторам придется остаться без мест?
— Я уже сказал, что существующие торговые площади используются не более, чем на 15%. Рынок не закрылся и, более того, продолжит работу, даже когда начнется реконструкция. Что касается заключения новых договоров, то в концепции будет чётко определен перечень товаров и продуктов питания. Никаких протекций и нарушений антимонопольного законодательства: тот, кто предложит интересный и качественный ассортимент, тот, скорее всего, и будет выбран арендатором, возможно, даже «аукционно».
— Что, на ваш взгляд, может оказаться самым сложным в реализации проектов реконструкции и модернизации Заднепровского рынка?
— Как ни удивительно, но самая большая проблема, которая сопровождает любые новшества, связана с менталитетом. Его поменять сложнее, чем кровлю, прилавки, логистику. Всегда в любом городе, в любой компании, в любом обществе есть те, кто противится всему новому, кто занимает выжидательную позицию и кто активно приветствует изменения. В этом Смоленск не уникален. Разве что у наших горожан больше скепсиса и недоверия. Но это объяснимо. «Колхозка», увы, не раз была связана с нехорошими историями, а горожанам часто обещали невозможное. Поэтому обещать и называть конкретные сроки нет смысла. Но по мере того, как будет меняться к лучшему Заднепровский рынок, изменится и отношение смолян. Тем более, что уже сейчас, до начала основных работ, территория приводится в порядок, становится чище и комфортнее для покупателей.
Постскриптум
Нельзя не согласиться с нашим собеседником в том, что касается трудностей изменения менталитета. Еще в позапрошлом веке про торговлю в Смоленске в Памятной книжке Смоленской губернии за 1859 год дано описание города Ф. Никифоровым. Вот, что там было о местной торговле:
«Купечеству нашему пора бы убедиться, что настоящая, добросовестная коммерция заключается не в том, чтобы продать товару хотя не много, да по дорогой цене, а в том, чтобы продать хотя и дешевле, но больше, т. е. чтобы капитал как можно более обернулся, тогда и маленькие барыша превратятся в большие. От этого выиграют и продавцы, и потребители. Дороговизна и недоброкачественность товаров и продуктов заставляют потребителей: или, отказывая себе во многом, покупать только необходимое, или при малейшей возможности выписывать нужное из столиц и других городов и покупать на ярмарках в соседних губерниях. От этого торговля Смоленска, можно сказать, в совершенном застое. Начните торговать добросовестно – и торговля оживится…».
Автор: Светлана Парфенова