У благотворительных организаций есть несколько способов официального сбора пожертвований: на расчетный счет, наличными в специальный ящик, с использованием краудфандинговых платформ.
Однако в сегменте зооприютов чаще используются сборы на личные карты работников организаций. Этот способ получения благотворительных взносов находится в серой зоне, поскольку имеет столько «побочных эффектов», что серьезные благотворительные организации категорически отказались от его использования уже несколько лет назад. Причем риски касаются как организаций-получателей, так и самих жертвователей.
Речь идет о сумме в 100, 200 и более тысяч в месяц на каждый приют, если он полностью или в основном содержится за счет пожертвований, а это самый распространенный случай. В год набирается от миллиона с лишком до двух с половиной и более рублей. Например, по данным приюта «Верность, их среднемесячная сумма пожертвований составляет 100-110 тыс. рублей (в том числе личные средства руководителей фонда).
Главный „побочный эффект“ — это высокая вероятность того, что не все деньги будут использованы так, как надеются жертвователи.
Приют или центр помощи животным, получающие пожертвования официальным путем, то есть на расчетный счет организации или наличными в ящик для пожертвований, обязаны вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества, говорит Ольга Кочева, юрист и налоговый консультант. Тогда как при получении денег на карту физического лица такая обязанность законом не предусмотрена. Таким образом, когда благотворитель принимает решение о переводе пожертвований на карточный счет, он должен понимать, что его средства смешиваются на карте с личными деньгами и юридически никак не могут быть разделены.
„Контроль над официальными пожертвованиями достаточно серьезный. В частности, в случае если пожертвования поступили в виде наличных, оформляется самоинкассация, которая документально подтверждается очень строго, в том числе у организации есть обязанность уведомить Минюст о сборе пожертвований. А вот сборы на карту никак не оформляются, нигде не отображаются и не учитываются“, — рассказывает Анна Зуева, президент ПРОО по содействию и реализации прав граждан на защиту семьи, материнства и детства „Территория семьи“.
Как следствие, полностью достоверная отчетность о расходовании пожертвований в этом случае невозможна, ведь эти деньги никак официально не учитываются. Это возможно только если они поступили одним из официальных путей: на расчетный счет или наличными в ящик для пожертвований.
В частности, на страничке реабилитационного центра „Островок надежды“ ВКонтакте указан единственный возможный способ пожертвований — перечисления на личную карту руководителя. На наш запрос о том, как ведется отчетность об их расходовании, в центре не ответили. На страничке ВК отчетность велась в специально созданной беседе до 2008 года, более поздних записей нет. Постов с отчетами на стене сообщества тоже нет — мы просмотрели ее с начала текущего года. Организация сдаёт в налоговые органы полностью „нулевой“ бухгалтерский баланс. А между тем, ежемесячные поступления по опубликованным данным достигали 150 000 рублей.
Приют „Доброе сердце“ собирает пожертвования несколькими способами: на расчетный счет и ящики для пожертвований, а также на личные карты физических лиц. Как ответили нам в приюте, отчетность о пожертвованиях на карту публикуется в специальной беседе на страничке „Доброго сердца“ ВКонтакте. С определенной периодичностью публикуется реестр поступлений, реестр трат с чеками и выводится остаток. Проблема с пожертвованиями на карту в том, что более формального отчета о поступлениях получить и невозможно.
Более того, продолжает Ольга Кочева, если в назначении платежа, размер которого не превышает 3 тысяч рублей, благотворитель не указал конкретную цель пожертвования (например, приобретение корма для собак, ремонт вольера, убора территории приюта), то такое пожертвование является обычным даром и может быть потрачено на цели, не имеющие отношения к благотворительной деятельности.
Соответственно, если предоставивший свою карту для сбора пожертвований окажется мошенником, будет юридически невозможно отстоять пожертвованные деньги.
„Лично знаю случаи, когда собранные таким образом на карту деньги расходовались на личные нужны с намерением потом возместить. Но даже этого проверить нельзя, потому что никто кроме этого человека не знает, сколько было пожертвовано“, — рассказывает Анна Зуева.
Кроме того, не исключена блокировка карты в соответствии с нормами закона № 115-ФЗ (О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма).
Например, по этому закону основанием для блокировки карты может стать большое количество мелких переводов на счет физического лица. Кроме того, достаточно одного перечисления денег в любом количестве от физического лица, которое находится в черном списке Росфинмониторинга, и карту заблокируют. И это только два примера.
Если блокировка будет осуществлена, деньги жертвователей тоже будут заморожены на счете, рассказывает анна Зуева. Жертвователь их уже потратил, а организация использовать не сможет. Для разблокировки счета потребуется документальное подтверждение, что с этих денег уплачены налоги, либо что это личные деньги, не являющиеся доходом. Налоги с пожертвований не оплачиваются, но и документального доказательств факта пожертвований тоже нет, ведь это был перевод между картами двух физлиц.
Вопросы могут возникнуть и у налоговой службы, которая любые поступления на карту может расценить как доход и, соответственно, потребовать заплатить НДФЛ. Этот риск не очень велик, но он существует. Это требование можно оспорить в суде, но это означает „заморозку“ части пожертвований на несколько месяцев.
При использовании серого варианта сбора пожертвований возникают проблемы и с контролем их использования.
По словам Анны Зуевой, благотворительные организации по закону обязаны готовить годовой отчёт, в котором отражается расходование официальных (то есть собранных на расчетный счет) средств. Если организация имеет статус ООО, то есть не относятся к числу благотворительных, но выполняет аналогичные функции, такой обязанности у нее нет. Но, как правило, это все-таки делается на добровольных началах — в целях поддержания доверия со стороны жертвователей.
Сам по себе сбор пожертвований на расчетный счет не означает открытости организации. Например, центр помощи животным „Барбосик“ в качестве реквизитов для благотворительности указывает свой расчетный счет. Однако организация юридически не относится к числе благотворительных, поскольку является коммерческой и имеет статус ООО. И все-таки в этом случае есть гарантии, в частности, существует специальное приложение к бухгалтерскому балансу — Отчет о целевом использовании средств.
Фонд „Верность“, который также собирает пожертвования на расчетный счет, в открытых источниках отчеты не публикует. Но ответил на запрос издания и сообщил, что готов предоставить информацию по индивидуальному запросу жертвователя.
В случае же, когда деньги были получены на личную карту, никакой официальный отчет невозможен в принципе.
Кроме того, целевой характер расходования пожертвований, собранных на расчетный счет, раз в три года проверяет Минюст. Есть еще один механизм финансового контроля: для благотворительных фондов обязательным является ежегодный аудит. Однако если речь идет о средствах на личной карте, проверить их траты никто не сможет.
Конечно, по закону любой жертвователь имеет право запросить у организации отчет о расходовании перечисленных средств и организация обязана ему ответить. Однако законом не установлена форма этого ответа, она может быть произвольной — например, просто чек, который никак не подтверждает, что именно ваши средства были израсходованы на эту цель. И это очередной изъян сбора пожертвований на карты физлиц: полноценные отчёты и проверки Минюста более надёжны.
В то же время если жертвователь, указавший цель расходования средств, не получил ответа или ответ его не устроил, он имеет право обратиться в прокуратуру и заявить, что средства расходуются с нарушениями. Также вы можете требовать возврата пожертвования, комментирует Ольга Кочева.
Эти деньги не защищены от принудительных списаний по обязательствам владельца карты. Для банка нет разницы, для каких целей эти средства лежат на карте и могут быть направлены на погашение личных долгов (судебных, налоговых, алиментных).
Соответственно, необязательно быть мошенником, чтобы допустить нецелевое расходование средств: оно может произойти и против воли держателя карты.
Некоторые из приютов для собак не имеют статуса некоммерческих организаций и зарегистрированы в форме обществ с ограниченной ответственностью. Например, упоминавшийся „Барбосик“. Перечисляя таким организациям деньги даже на расчетный счет надо понимать: это коммерческая организация и собранные на благотворительные цели деньги будут облагаться налогами, в некоторых случаях (если применяется обычная система налогообложения) ставки налогов существенны. То есть не все перечисленные деньги будут потрачены на заявленные цели.
Одна из причин почему так делают — экономия. При сборе средств на карту не нужно содержать расчетный счет (до 1,5 тыс рублей в месяц), не нужно платить деньги за перечисление средств (около 2 %), расходование — тоже, в рамках банковских тарифов по обслуживанию расчетного счета.
В целом при таком способе сбора средств нарушаются права жертвователей: с ними не заключается договор публичной оферты, который обязателен для благотворительных организаций и в котором прописаны все условия совершения пожертвований.
„В нашей организации это строго запрещено. Иногда перевести деньги на карту предлагают сами жертвователи, но это недопустимо, мои сотрудники предложат несколько способов, как это можно сделать официально. Такие же правила действуют в любой крупной благотворительной организации — „Дедморозим“, „Берегиня“ и других, не только пермских», — говорит Анна Зуева.
Благотворительные организации, расположенные по всей России, несколько лет назад подписали Декларацию об основных принципах прозрачности НКО. В том числе она содержит пункт, который напрямую запрещает сбор пожертвований на счета физлиц.
«Собирать средства только на расчетные счета своей организации. Не допускать сбор на личные банковские карты и электронные кошельки физических лиц на сайте организации и на её официальных страницах либо группах в социальных сетях, а также на личных страницах сотрудников в пользу организации и в рамках её программ».
Публикация официальной отчетности, аудиторского заключения, положительные заключения о проверках Минюста позволяет убедиться в добросовестности лиц, которые проводят сбор. Но всё это возможно только если пожертвования собираются официальными способами — на расчетный счет, в специальные ящики для пожертвований, которые должны быть определенным образом инкассированы, или на краудфандинговых платформах.
Однако если есть организация систематически собирает деньги на карту физического лица, неизбежно возникают вопросы к её добросовестности. Бухгалтерская отчётность при этом остается «нулевой». Доверие к таким приютам и центрам вряд ли возможно.