Фотожурналист и документальный фотограф, член Союза журналистов России Валерий Мельников подарил зареченцам творческую встречу. Он представил документальные фотографические серии, отмеченные престижными профессиональными наградами, рассказал о творческих экспедициях в разные уголки мира, в том числе в дрейфующий арктический лагерь, поделился со зрителями профессиональными хитростями.
– РИА Новости в 2015-2016 году предложили мне поехать к Северному полюсу, на ледовый лагерь Барнео. Там работали ученые, исследователи, команда обеспечения. Было это в марте, когда лед еще достаточно крепкий и температура не очень низкая. Мы долетели до норвежского архипелага Шпицберген, где в небольшом поселке Свальбард проживает около тысячи человек. Когда-то там была шахта, а сейчас действуют туристический центр, гостиница, университет, несколько магазинов. Примечательно, что в Свальбарде запрещено держать кошек, потому что они могут нарушить экологический баланс на архипелаге. Рожать в поселке тоже не следует: для этого нет никаких условий, лучше заранее улететь на материк. А еще в скалах поблизости норвежцы вырубили «Хранилище судного дня». В нем хранятся дубликаты всех уникальных семян, сохраненных национальными, региональными и международными генетическими банками. Это необходимо на случай экологического или ядерного апокалипсиса.
– Мы вылетели со Шпицбергена, и самолет приземлился во льдах Северного полюса. Определить самую северную точку планеты можно только с помощью приборов, потому что льды постоянно движутся, а земли на Северном полюсе нет. Разгружали все быстро, температура была минус 40 градусов. Мы установили большие палатки, генераторы и тепловые пушки. Воздух в палатках не прогревался выше 10 градусов. Лагерь планировался на 3 дня, но природа преподнесла сюрпризы: взлетная полоса, которую мы расчистили под самолет, неожиданно треснула. Пришлось ее строитель заново. Не увенчалась успехом и наша вторая попытка. Пока мы занимались расчисткой третьей площадки, первая трещина неожиданно сошлась и замерзла. Мы дополнительно пролили ее водой, чтобы укрепить, и решили принять самолет на ней. Паники не было. Все понимали, что ситуация управляемая, нас обязательно заберут. Основная проблема у меня как у фотожурналиста была с техникой: 10 минут работы при минус 40 – и фотоаппарат замерзал. Так что я брал сразу несколько аккумуляторов.
Еще я был свидетелем марафона на Северном полюсе. Люди специально прилетели с разных стран, чтобы пробежать марафонскую дистанцию в полярных широтах. Интересно, что мой сосед по палатке – бульдозерист, а в прошлом легкоатлет – решил тоже бежать и финишировал третьим.
– Я никогда не отказывался от командировок в горячие точки. Был в Нагорном Карабахе, Сирии. Однажды мне предложили поехать в Северную Африку – в Мали, где местная оппозиция подняла мятеж против правительства. Сам конфликт французы быстро локализовали, так что в очаге боевых действий мне побывать не удалось. Но я узнал, что в Мали большая часть населения занимается добычей золота, и решил снять фотоочерк о золотокопателях. Я понимал: чтобы собрать интересный материал, нужно пообщаться с местными. Поселился в лагере старателей. Это были палатки из кольев и натянутого на них брезента. Нищета ужасающая, но люди доброжелательные, открытые. Я не испытывал никакого негатива. Вместе со старателями лазил в самодельные шахты, а еще побывал в местной больнице, где нет ничего, кроме обшарпанных стен. В итоге получился интересный фотоочерк о жизни одной из беднейших стран мира.
Встреча с известным фотожурналистом Валерием Мельниковым состоялась в рамках Большого творческого фотопроекта «Территории культуры РОСАТОМа» «Семейная история».