При крушении танкеров в Керченском проливе вытекло больше 3000 тонн мазута. Он отравляет песок и наносит вред морским обитателям и птицам. В работу по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов включились московские волонтеры.
Чуть более недели назад в Черном море потерпели крушение два танкера, перевозившие около девяти тысяч тонн мазута. 40 процентов груза оказалось в море, а после — на берегу Анапы.
Местные добровольцы оперативно создали волонтерский штаб, который организует работу тех, кто хочет помочь с уборкой мазута: им выдают средства защиты и необходимые инструменты.
Большое внимание добровольцы уделяют птицам, которые попали в мазут. Их отмывают и отправляют в реабилитационные центры диких животных.
— Сейчас я нахожусь в одном из таких мест, расположенном в Ставрополе, — рассказывает «Вечерней Москве» москвичка, волонтер София Бодрова.
Оказалась она там случайно: за несколько дней до катастрофы приехала в гости к лучшей подруге, которая руководит местным реабилитационным центром.
Из-за разлива мазута София изменила планы и осталась помогать птицам, поступающим к ее подруге. Изначально девушка собиралась вернуться в Москву к Новому году, чтобы провести его с родителями.
— К нам в центр птички приезжают уже отмытые: дочищать кого-то приходится редко, — отмечает София. — В первую ночь к нам из Анапы доставили более чем 160 пернатых. На данный момент мы приняли уже более 600 птиц.
Мазут сильно вредит пернатым: оставляет на их коже химические ожоги. Пытаясь отмыться, птицы наносят себе раны клювом. Нефтепродукты попадают в организм животных через кожу, воду или пищу и вызывают у них сильное отравление.
— Помимо этого, есть еще одна большая проблема: после загрязнения нефтепродуктами перья птиц теряют свои главные свойства: перестают сохранять тепло и отталкивать воду, — уточняет волонтер. — Из-за этого в дикой природе пострадавшие особи просто погибнут. Поэтому мы не можем сразу выпустить птицу, даже если она чувствует себя хорошо.
Необходимо оставить пернатое в центре до тех пор, пока у него полностью не сменится оперение. Некоторых птиц, возможно, получится выпустить уже этой весной, при условии, если экологическая обстановка позволит.
— Но большинство пострадавших рискуют задержаться в центре на год — вплоть до наступления следующей весны, — уточняет София. — Я планирую остаться у подруги до тех пор, пока количество птиц, поступающих в центр, не уменьшится. А пока буду помогать.
Она также добавила, что Ставропольский центр реабилитации диких животных с наплывом пострадавших пернатых, которых привозят из Анапы, пока справляется. Если возникает необходимость, сотрудники могут позвать добровольцев из числа местных жителей, которые активно откликаются и присоединяются к работе волонтеров. Помощники из других регионов центру пока не требуются.
Александр Козлов, министр природных ресурсов и экологии России:
— Сейчас внимание при ликвидации ЧС направлено на два участка: Благовещенская — Витязево и от него до центрального пляжа Анапы. Вывезли уже больше 14 тысяч тонн загрязненного песка. Чем больше мы сейчас соберем мазута, тем меньше проблем будет в апреле-мае, когда повысится температура и он начнет подниматься наверх.