Во вторник, 17 декабря, Госдума приняла законопроект, освобождающий врачей от уголовной ответственности за оказание небезопасных услуг. Депутаты назвали событие «эпохальным», отметив, что врачам теперь станет «легче дышать». Как это повлияет на врачей и смогут ли теперь пациенты засудить медиков за некачественную услугу, «Вечерняя Москва» узнала у экспертов.
Во вторник, 17 декабря, Госдума приняла в окончательном чтении законопроект, который освобождает врачей от уголовной ответственности за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Соответствующие изменения планируют внести в статью 238 УК РФ. При этом законопроект содержит важное примечание.
— Действие настоящей статьи не распространяется на случаи оказания работниками медицинской помощи, — говорится в примечании к обновленной статье.
То есть поправка не будет распространяться на врачей, которые оказывают «услуги» без соответствующей лицензии или квалификации. Теперь документ должен согласовать и принять Совет Федерации, а затем подписать президент России Владимир Путин.
Новый законопроект призван разграничить понятия «медицинская услуга» и «медицинская помощь». Отныне медпомощью будет считаться операция, процедура или медицинское вмешательство, направленное на лечение пациента. А медицинской услугой предлагается называть коммерческую деятельность врача, направленную на повышение комфортности пациента — например, эстетические пластические операции, указано в поправке.
Кроме того, подобные изменения помогут повысить престижность профессии врача, отметила соавтор законопроекта, депутат Дарья Лантратова.
— Замена термина «услуга» на «помощь» в медицине восстанавливает главный смысл профессии медработников — помощь пациенту, а не обслуживание как сфера услуг, подобная салону красоты. Врачи спасают тысячи людей, зачастую давая им второй шанс на жизнь, — подчеркнула она.
В свою очередь первый заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев назвал законопроект «эпохальным для всей системы здравоохранения». По его словам, профессия врача всегда связана с риском, и порой гарантировать успех той или иной операции бывает невозможно.
— В итоге из профессии уходят опытные специалисты, а молодежь опасается идти в сферу здравоохранения, поскольку постоянный стресс и правовая неопределенность не лучшие помощники в работе, стрессогенность которой и без того слишком высока, — пояснил Башанкаев. Поэтому, по его словам, после принятия законопроекта врачам станет «легче дышать».
Ранее 238 статью УК РФ широко применяли к медработникам. Если врач некачественно оказал медицинскую помощь, он мог получить до двух лет лишения свободы. Если же его действия повлекли причинение тяжкого вреда здоровью пациента или смерть, то наказание было еще строже — до шести лет колонии.
По словам Башанкаева, по этой статье в 2022 году в отношении врачей было возбуждено 274 уголовных дела, а в 2023 году их число выросло до 463.
Так, в июне 2024 года двух врачей-анестезиологов из Забайкалья признали виновными в гибели двухлетнего пациента после стоматологической операции. Суд приговорил медиков к двум с половиной и трем годам лишения свободы в колонии-поселении. Позднее в их защиту высказались коллеги: как минимум 60 врачей опубликовали в соцсетях посты с поддержкой.
Фельдшера скорой помощи судят в Челябинске за смерть ребенка: как умер мальчик и что грозит врачу
В 2021 году большой резонанс получило дело московского гематолога Елены Мисюриной, которую судили за смерть пациента после забора костного мозга. Мужчина страдал от онкологии, сахарного диабета и миелофиброза (скопление рубцовой ткани внутри костного мозга). В 2018 году Мисюрину приговорили к двум годам колонии за некачественное оказание медпомощи. А в 2021 году врача оправдали, а уголовное дело закрыли в связи с отсутствием в действиях Мисюриной состава преступления.
Адвокат, кандидат юридических наук Андрей Некрасов пояснил в беседе с «Вечерней Москвой», что медиков по-прежнему можно будет привлечь к уголовной ответственности, но уже по другим составам преступления. В их отношении смогут возбуждать дела о причинении смерти по неосторожности (статья 109 УК РФ), причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности (статья 118 УК РФ), незаконном осуществлении медицинской деятельности (статья 235 УК РФ) и халатности (статья 293 УК РФ).
— В некотором смысле Следственному комитету, наоборот, развязывают руки. Потому что теперь врачей можно будет судить по более тяжким составам... Теперь действия медиков смогут сравнивать практически с бытовыми преступлениями, убийствами на этнической почве или деятельностью в составе ОПГ. Поэтому я не думаю, что все это на практике пойдет во благо профессиональному медицинскому сообществу, — пояснил он.
Переход на клинические рекомендации: что возмутило врачей по всей стране
В то же время Некрасов отметил, что теперь врачей будет сложнее привлечь к уголовной ответственности за, например, назначение неэффективных препаратов или несвоевременное диагностирование болезни. По его словам, это может привести к несоблюдению врачами стандартов лечения.
— У нас до сих пор продаются бесполезные препараты, которые вообще никак не помогают при лечении, а иногда даже вредят. Так вот, если 238-ю статью перестанут применять к врачам, то мы возвратимся к бездоказательной медицине, когда врачи смогут для лечения чуть ли не подорожник приклеить и при этом не понести потом никакой ответственности... Зачем теперь Минздраву разрабатывать какие-то стандарты лечения, если за их несоблюдение теперь не будет следовать уголовная ответственность? — рассуждает эксперт.
Некрасов добавил, что врачи, которых ранее осудили по 238-й статье, не освободятся от назначенного им наказания. Однако правоохранительные органы, по его словам, будут обязаны закрыть или переквалифицировать уголовные дела в отношении медиков, которые в настоящий момент находятся под следствием по этой статье.
Юрист по защите прав пациентов Жанна Алтунян в беседе с «Вечерней Москвой» предположила, что теперь пациентам будет сложнее привлечь врачей к уголовной ответственности за некачественно оказанную услугу, если она не повлекла тяжкого вреда здоровью или смерть.
— С этим действительно будут возникать сложности, особенно если мы говорим о платных услугах. Например, если стоматолог делал вам некачественное протезирование или хирург неправильно сделал пластику. По 238-й статье вы их больше не привлечете, — считает она.
Дело о смерти младенца в московском роддоме: почему врачам отменили условный приговор
В то же время эксперт отметила, что пациенты по-прежнему будут иметь возможность подать к врачу гражданский иск и взыскать с него компенсацию за причиненный ущерб.
— По гражданскому судопроизводству в этой сфере действительно наблюдается положительная динамика. То есть если вам причинили легкий или средний вред, то добиться компенсации от врачей вполне возможно. Речь и о моральном, и о физическом вреде, и о неустойке и так далее. Пациенту нужно будет доказать причинно-следственную связь между ухудшением здоровья и действиями врача — сделать это можно посредством соответствующей экспертизы, — подчеркнула Алтунян.