Первый зампредседателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова выразила мнение, что сокращение количества уроков в день поможет снизить нагрузку на школьников, не ухудшая при этом уровень их знаний. По ее словам, современное образование чрезмерно ориентируется на академические успехи, в то время как физическое и эмоциональное состояние учеников игнорируется. В результате школьники страдают от хронической усталости, стресса и даже проблем со здоровьем. Насколько такая идея может помочь ученикам и жизнеспособна ли она, «Вечерняя Москва» узнала у заслуженного учителя России Александра Снегурова.
По словам эксперта, у такого предложения есть свои плюсы и минусы, но нет воли, чтобы их реализовать и скоординировать с другими идеями.
— Только одно это решение не может быть осуществлено, потому что в педагогике (и не только в ней) все связано между собой. Чтобы уменьшить количество уроков, нельзя выполнить только какие-то технические процедуры: взять и вычеркнуть их из расписаний. Нужно пересмотреть учебные программы и всю стратегию, концепцию образования, — объяснил педагог.
В расписании учеников пятого, шестого классов можно увидеть по шесть, семь и восемь уроков день. В профильных классах их может быть еще больше из-за спецкурсов, которые нужно посещать в обязательном порядке.
— После девяти и 10 уроков это изматывающе, изнуряюще. Безусловно, есть группа мотивированных ребят — участников различных конкурсов, олимпиад, которые склонны к самообразованию. Для них такая модель образования подходит. Но мы забываем о большей массе учеников, которая утоплена и не замотивирована на такие нагрузки. Они не могут выносить по шесть или девять уроков, потому что они могут заниматься и на других площадках, — обратил внимание собеседник «ВМ».
Например, некоторые ученики ходят в спортивные, музыкальные, художественные школы. Другие могут ухаживать за малолетними сестрами и братьями или пожилыми родственниками. Кому-то приходится тратить много времени на дорогу до школы и обратно — например, в сельских образовательных учреждениях, одно из которых обслуживает сразу несколько деревень.
Дети выгорают, родители бьют тревогу: как помочь ребенку выдержать учебную нагрузку
— Здесь очень много разных конфигураций. И этот тезис о сокращении уроков сам по себе верный, но, тем не менее, мы не можем его рассматривать вне контекста. Например, наращивалось количество предметов — тех же уроков иностранного языка. Потом решили, что иностранный язык не нужен, и бросились вводить предмет «Труд», который отчасти дублирует уроки технологии. Эта путаница исходит сверху и транслируется на разные уровни, в результате чего мы наблюдаем хаос и директивность — выполнение каких-то директив управления образования, которые не скоординированы с глобальными задачами школы и учебы, — считает Снегуров.
Как итог — депутаты, общественные деятели говорят о психологической перегрузке школьников, их напряжении, выгорании, раздражении, стрессах. Эти утверждения верны, но и новые директивы продолжают поступать «сверху». Например, планировалось свести отчетность педагогов к пяти документам — хорошая идея, которая так и не была выполнена. То же самое и с запретом на использование гаджетов школьниками — об этом говорили много лет, дошло до указа президента, но до сих пор в каких-то школах это решение исполняется, а в других — нет.
— Изменения обязательно должны происходить, но это должно быть согласовано и обдумано. Как можно сказать «сократите уроки», если у ребят есть подготовка к Единому государственному экзамену? Надо наряду с этим и другими предложениями не просто декларировать, но и осуществлять отход от формы ЕГЭ как единственной формы аттестации учащихся, если уж не отменять вовсе, — выразил мнение педагог.
Тезис о сокращении уроков в расписании школьников уместен, но его реализация должна быть не просто очередной кампанией, которую пытаются всколыхнуть для каких-то целей, а потом вернуть все к прежнему положению дел. Нужно поддержать это решение конкретными действиями, которых, увы, пока нет. Наблюдается только выполнение директив, а также наращивание бюрократии (теперь и цифровой) и коммерческой составляющей образования.
— У нас вводятся платные уроки, которые тоже перегружают расписание. Набираются классы, родителям и детям говорят об особой подготовке по тому или иному предмету на специальном уровне. Это уже в порядке вещей. Платные уроки — это не какие-то дополнительные кружки, их проводят в рамках обычного расписания. Но разве уроки такого рода не относятся к концептуальным вопросам? Нужно менять идеологию и стратегию образования, — отметил эксперт.
Не забывайте хвалить: как помочь ребенку вернуться в школу без стресса
Если сделать это, то какие-то уроки действительно могут стать не нужны. Если структурировать образовательные программы, то русский язык, к примеру, можно будет эффективно изучать в два раза быстрее. А для этого нужна переработка программ пятого класса.
— Этим должны заниматься специалисты: обсуждать и тестировать это решение. Но у нас вообще отказались от периода тестирования каких-либо предложений. Они сразу внедряются, опять же директивным способом, с понедельника или какого-то конкретного дня, — заключил Снегуров.