Экспериментальный композитор Олег Гудачев презентовал необычную композицию — электроакустическую симфонию «Ау, это Север». «Вечерняя Москва» узнала, что это за жанр и каким образом он связан с природой.
— Олег, на фестивале «10 меридиан» в Няндоме вы представили свою композицию. Правда, на симфонию по звучанию произведение совсем не похоже, оно больше напоминает сюиту. Почему так?
— Изначально это и правда должна была быть классическая симфония продолжительностью 40 минут. Однако в процессе создания музыки мы поняли, что произведение действительно больше напоминает сюиту (в отличие от симфонии, которая все 40 минут держит один стиль, в сюите постоянно меняются звучания). Но название решили не менять.
— Лично я, помимо музыки, услышала в вашей симфонии волчий вой. Какие еще необычные элементы вы использовали в произведении?
— На самом деле «волчий вой» — это завывание ветра, но здорово, что все так по-разному трактуют услышанное. Таких мотивов там много, и отсылки к животным действительно могут быть услышаны.
— Расскажите, где вы искали эти природные мотивы?
— В первую очередь я решил вдохновиться другими композиторами, пишущими музыку про Север. Оказалось, что их не так много! Такие произведения есть и у Тристана Мюрея, и у Ференца Листа, и даже у Анатолия Лядова. Очень важная сторона моей симфонии — это северный фольклор. Я очень хотел реализовать хоровое пение во время исполнения произведения, но в этот раз сделать так не получилось. Думаю, что обязательно реализую это позже, возможно, на других фестивалях.
— Это первый проект, который вы делаете в таком маленьком городе, как Няндома?
— Да. Но сейчас меня позвали сюда еще на несколько концертов. Думаю, что этот проект, возможно, даст о себе знать еще не раз на каких-то других фестивалях. Может быть, даже в Москве. Мне не хотелось бы оставлять это одноразовой историей.
— Вы исполняли симфонию на берегу озера. Насколько трудно профессионалу работать на открытом пространстве?
— Без профессионального звукорежиссера это невозможно. Я работал с главным звукорежиссером Большого театра Сергеем Кочетковым. Когда решил выступить на фестивале, сразу же предложил Сергею принять участие в нашем проекте. Ведь на открытом пространстве звук разлетается. Здесь нужно создавать искусственную акустику, чтобы звук не рассеялся и был иммерсивным. И это сложно.
— Есть ли у вас какие-то уникальные практики исполнения?
— Да, я сейчас пользуюсь современным методом, который применяют многие артисты, — исполняю музыку под свое же музыкальное сопровождение. При помощи такой технологии многие инструменты звучат намного «жирнее», ведь это усилено электронными средствами. Я считаю, что этот метод особенно важен в жанре симфоэлектроники.
— Как, на ваш взгляд, можно привлечь молодежь к такой музыке?
— В первую очередь необходимо понять, что нравится молодежи сегодня. Я действительно очень интересуюсь тем, какую музыку слушают молодые, и для меня это очень важная проблематика. Думаю, что стоит писать симфонии, отталкиваясь от этого.
Олег Гудачев родился в Ленинграде в 1988 году. В 2014 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по специальности «Композиция», в 2018 году — аспирантуру Академии русского балета имени А. Я. Вагановой по специальности «Искусствоведение». Стал композитором десяти театральных постановок.