Полиция обнаружила в Московской области якобы элитный реабилитационный центр и освободила порядка 30 человек, включая 13-летнюю девочку. По неподтвержденной информации, их удерживали в заложниках месяцами, морили голодом, лишали сна и всячески издевались. Что известно о произошедшем и как не угодить в лже-рехаб — в материале «Вечерней Москвы».
Реабилитационный центр расположился в коттедже в Мытищах, сообщил Telegram-канал Shot. Одним из постояльцев «элитного» рехаба стал 37-летний Иван из Тулы, который попал в него из-за запоя после расставания с девушкой, сообщает СМИ. Отец решил помочь сыну и нашел контакты центра. Мужчина рассказал журналистам, что пробыл в рехабе девять месяцев. Все это время отцу Ивана говорили, что лечение нужно продолжать и платить ежемесячно 100 тысяч рублей.
Пациенты рассказали, что их подолгу не кормили, не давали воды и лишали сна. В рамках «лечения» их могли запирать в комнатах, физически и морально издеваться. Дважды в неделю пациенты получали телефоны, но им запрещалось говорить лишнее родственникам.
Об «элитном» рехабе стало известно благодаря одному из его бывших постояльцев. После освобождения он обратился в полицию и попросил освободить заложников — около 30 мужчин и женщин разных возрастов. Бывшие пациенты написали заявление на центр за все ужасы, пережитые в нем. По информации издания «Известия», они находились там с мая 2023 года.
В ходе рейда в рехабе полиция задержала троих человек: владельца центра и его двух работников. По словам живущей по соседству женщины, собственником дома, где находился рехаб, является некая Людмила. Шума от центра и его постояльцев не исходило.
— Они не выходили за ворота. А так по территории люди гуляли, занимались, на гимнастику выходили все вместе, играли, — рассказала соседка, слова которой приводят «Известия».
Психолог Суслов перечислил способы предотвратить подростковую наркозависимость
По факту незаконного лишения свободы возбуждено уголовное дело.
Нарколог Алексей Казанцев порекомендовал собрать отзывы о реабилитационном центре. Причем не только на их сайтах, где зачастую могут публиковать тексты, созданные маркетологами и копирайтерами.
— Нужно объездить, посмотреть — что это за реабилитационный центр, как он устроен внутри. Профессиональные рехабы, которым нечего скрывать, могут предоставить доступ. В некоторых можно пообщаться не только со специалистами, но и с пациентами, если разрешит администрация, — объяснил эксперт.
Центр должен быть полностью укомплектованным. В них должны быть врачи, психиатры, а также неврологи, которые смогут работать с пациентами, если у них есть соответствующие нарушения. Еще у проходящих лечение от зависимости могут быть различные терапевтические осложнения, гепатиты, ВИЧ-инфекции и другие.
— Соответственно, необходимы инфекционисты, гепатологи и так далее. И должны быть группы созависимых. После реабилитации должна быть программа, направленная на ресоциализацию, группы взаимопомощи, — рассказал собеседник «ВМ».
Почти 20 пациентов сбежали из реабилитационного центра «Шанс» в Подмосковье
Казанцев добавил, что подмосковная клиника, которую в СМИ назвали элитной, на деле таковой не является.
— Сто тысяч рублей — не самая большая цена для реабилитации в Московской области. Стоимость рехаба происходит из услуг всех специалистов, медикаментозного сопровождения, самого обустройства клиники и так далее, — отметил нарколог.
По мнению эксперта, нужно лицензировать реабилитационные центры, как медицинские клиники. В них должны быть квалифицированные специалисты, а не бывшие зависимые, которые только завершили свое лечение и уже открывают свои рехабы.
Врач рассказал об анализе, позволяющем выявить склонность к алкоголизму и наркомании
В свою очередь вач-нарколог Александр Ковтун отметил, что задачей наркологического реабилитационного центра является обеспечение условий для пациентов, при которых употребление наркотических веществ или алкоголя становится невозможным.
— Также нужно сделать так, чтобы пациент не уходил из этого реабилитационного центра преждевременно с целью поиска и употребления наркотика. Это патологическое влечение настолько сильное, что очень трудно одними только психологическими приемами добиться того, чтобы человек оставался в стенах учреждения, — объяснил врач.
По его словам, ограничения являются неотъемлемой частью лечения. Без них цели реабилитации не будут достигнуты.
— Поэтому этот критерий, что кто-то там кого-то удерживает, нужно воспринимать критически. Отчасти люди и должны в центрах удерживаться. Особенно на первом этапе лечения, когда тяга к наркотикам и алкоголю особенно велика, — считает эксперт.
Что касается ограничений в приеме пищи, то этот критерий также надо воспринимать критически. В практике Ковтуна не было такого, чтобы пациента лишали еды, если только он не вел себя агрессивно и не разбрасывал посуду, стекло.
Собеседник «ВМ» не встречал случаев, при которых персонал рехаба, врачи, медсестры или психологи набрасывались на пациента и избивали его. Однако бывают случаи, когда меры притеснения все же необходимо применить.
— Если пациент наносит себе повреждения или угрожает этим, отказывается принимать медикаменты, тогда может быть применена мера привязывания к кровати, чтобы успокоить его нервное возбуждение, — подчеркнул врач.
Бывают пациенты, которые сталкиваются с галлюцинациями и другими обманами восприятия после отмены наркотических веществ и назначения психотропной терапии. В этом случае их так же приходится удерживать на месте.
— Пребывание в подобных центрах платное. Кто-то должен оплачивать услуги лечения. И если близкого этого человека, доверенного рехабу, просто бьют, то поверьте, его тут же заберут родные, даже жаловаться не придется, — заверил Ковтун.