– Елена, вы первый творческий человек в семье?
– Дедушка был художником. Он умер, когда мне было два года, но я всегда чувствовала его незримое присутствие в моей жизни. В нашей квартире висели его работы, выполненные маслом и акварелью. Огромная библиотека была заполнена книгами по искусству, собранными им же… Осталось много материала, которым я пользовалась во время учебы в училище, а потом и в университете.
– На ваш взгляд, профессиональное образование – обязательно для художника?
– Я скорее за академическое обучение. Иногда это помогает легче и быстрее сделать что-то.
Например, при поступлении в училище у меня была интересная ситуация: я получила пятерки еще на подготовительных курсах, и мне не пришлось сдавать вступительные экзамены. А это, на минуточку, по четыре часа, потраченных на каждое испытание!
– Вы учились на дизайнера окружающей среды. А как стали мастером по керамике?
– Педагоги посоветовали после окончания худучилища продолжить образование в университете на отделении живописи. Я пошла на экзамены и увидела информацию об открытии нового отделения керамики. Это было настолько ново и необычно, что решила туда поступить. Спустя семь лет обучения я окончательно убедилась, что профильное образование помогает видеть особенное в искусстве.
– Сложно художнику совмещать личную жизнь и творчество?
– Конечно, личная жизнь отнимает много времени: хочется проводить его с семьей, нужно решать бытовые вопросы. Я стараюсь выстраивать график – например, в пятницу и понедельник занимаюсь только искусством.
Еще для меня, да и, пожалуй, для всех художников, важно иногда работать за пределами обычной обстановки. Людям искусства нужно посещать художественные резиденции, пленэры, творческие группы. Иначе взгляд замылится, не будет новых эмоций и впечатлений. Совмещать разъезды и семью сложно, но я стараюсь. Тут главное – желание. С ним можно соединить несоединяемое.
– Часто выбираетесь в поездки? Какие-нибудь запомнились особенно?
– Достаточно часто. Из самых запоминающихся, пожалуй, мое участие в московской творческой группе Союза художников. Мне посчастливилось побывать в этой атмосфере дважды.
– Как вы оказались в США?
– Как-то увидела объявление о конкурсе художников. Иностранная галерея искала творцов из разных стран. Ее целью было объединить культуры и создать выставку работ художников.
Не особо веря в положительный исход, я отправила на конкурс резюме и портфолио. Каково же было мое удивление, когда получила письмо с приглашением! От такого шанса отказаться я не могла.
– Что занимаетесь в Штатах?
– Помимо меня, в конкурсе участвовали еще несколько художников – из Мексики, Австралии, Кореи и самой Америки. Три месяца мы трудились в галерее – создавали и проводили выставку. Нам – творческим и неординарным людям – интересно работать вместе.
– Как к вам относятся местные?
– В основном я контактирую с обычными жителями Америки. Они всегда помогают, интересуются, как мои дела, все ли я понимаю по-английски.
– Были сложности в коммуникации?
– Несмотря на языковой барьер, я смогла найти новых друзей. Так, в студии, где мы работали, познакомилась с журналисткой. Она написала про меня статью в журнал, который освещает деятельность художников в Нью-Йорке, а также показала мои работы на своей онлайн-выставке. Мы подружились, много разговаривали. Я подарила ей тарелочку с моей росписью по мотивам орловского списа. Девушка в восторге от нашего культурного наследия и хвалится орловским сувениром своим друзьям.
– Как считаете, искусство должно вызывать только возвышенные чувства? Или в нем есть место для экспериментов?
– Я только за позитивные эмоции в творчестве. Неприятно удивлять, шокировать, вызывать отторжение – эти манипуляции не для меня. И меня такое почти не способно увлечь в работах других художников.
– Ваша стратегия развития – это постоянный поиск новых выразительных форм?
– Я не ищу форму, я смотрю на тему, которая меня интересует, увлекает, рассказывает историю. Главное – суть, а не образ.
– Как зарабатывать на жизнь художнику, если у него нет возможности привозить свои картины в галереи, нет яркого имиджа?
– Сейчас широкие возможности для художников открывает Интернет. В Сети много площадок, где можно выставить, а главное – продать свои работы. Даже представители старшего поколения освоили эти площадки.
И здесь неважно, насколько ты яркий, сколько о тебе статей. Вернее, это не основополагающий фактор – заметность еще никогда не была лишней для художника. Но такие платформы помогают начинающим творцам, жителям небольших городов, показать себя.
– Несмотря на постоянные путешествия и разъезды, вы всегда возвращаетесь в Орел…
– Люблю свой город – красивый, уютный, моя родина. Слышу иногда вопросы: почему бы не переехать, если это нужно для работы? Но нет, я хочу жить именно здесь.
Многие лукавят, когда говорят, что невозможно реализовать себя, живя в провинции. Но есть варианты. Например, организовать мероприятие или проект в своем городе. Или съездить для этого на некоторое время в мегаполис или столицу. А потом все равно вернуться на малую родину.