«Срочно загружай в телегу хомяка. Сейчас будем тапать», – прокричал с порога вернувшийся с работы муж. Дело было в конце марта. «Что за ересь ты несешь? Надумал Машку посадить в машинку и топать по ней? Обострение у тебя, что ли, весеннее?» – возмутилась я, думая, куда спрятать хомяка-джунгарика от явно сбрендившего супруга. «Вот серость! Не топать, а тапать, и не Машку, а экран телефона. Не слышала о Hamster Kombat, игре-кликере, созданной на основе бота в Телеграме?»
Понятнее не стало, и тогда Сашка взял мой смартфон. Пара тычков по экрану, и – вуаля! – из приложения на меня смотрит голый мультяшный грызун – директор выдуманной криптобиржи. По мере обогащения зверюшка обзаводится жирком, шерстью и модным гардеробом. А чтобы намайнить коины (заработать виртуальных монет. – Прим. ред.), геймеры должны нажимать (кликать, тапать, тыкать) на анимационного персонажа, покупать карточки для повышения пассивного дохода. Дополнительный заработок также приносят действия, связанные с продвижением игры (приглашение друзей, подписка на ТГ-каналы партнеров, просмотры видео и т.д.).
«Ну и что тут интересного? Скучно и примитивно, да еще анимация никакая», – отмахнулась я. «А привлекательность игры в том, что после листинга (выхода хомяковой криптовалюты, так называемых хомякоинов на биржу. – Прим. ред.) создатели обещают монеты превратить в реальные деньги. Помнишь, я говорил, что Леха в одной игре натапал себе около 30 тысяч рублей? Вот теперь он «Хомяка» кликает. И мне советует».
«Ладно, не денег ради, так в целях журналистского эксперимента», – подумала я. И стала «хомяководом» в числе других игроков.
Игра мгновенно завирусилась по миру, набрав рекордные 300 миллионов участников. К слову, Россия вместе с Узбекистаном и Нигерией вошли в тройку лидеров по количеству геймеров. А самые рьяные фанаты «Битвы хомячков», согласно интернет-трафику одного из сотовых операторов, были зафиксированы в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Самаре и Республике Татарстан.
Новинка не обошла стороной и Орел. Своими глазами видела, как в очереди в магазине группа подростков кликала грызуна по пузику, как увлеченно майнила женщина в маршрутке, а в поликлинике мужчина хвалился по телефону уровнем пассивного дохода своего хомяка.
На какие только выдумки не шли геймеры, чтобы собрать побольше монет. Некоторые прикладывали к пальцам перкуссионные массажеры, чтобы быстрее нажимать на зверька, кто-то скупал сим-карты, дабы на них зарегистрировать новых пользователей, расширив свой круг друзей в игре.
А в Тюменской области, как писали местные СМИ, 14-летний мальчик в прямом смысле накликал себе психическое расстройство. Подросток установил будильник с интервалом в три часа, чтобы по максимуму собирать «золотишко». Нарушение графика сна привело к недосыпу, галлюцинациям. В итоге юного геймера госпитализировали в психбольницу.
Под звуки «клик-клик», «тап-тап» наступил июль. Изначально в этом месяце создатели обещали «скинуть» хомякоины на криптобиржу. Игроки, затаив дыхание, ожидали заветную дату листинга. Но сроки каждый раз отодвигались. «Не игра, а скам (от англ. scam – «афера») года», «Если не обменяют на реальную крипту заработанные монеты, это мошенничество», – возмущались геймеры. Но заветные денежки не спешили в карман. Только когда Hamster Kombat начал терять приличную долю аудитории, была объявлена дата – 26 сентября.
В тот момент стало понятно, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Сотни часов в игре, тысячи приглашенных друзей, недосыпы обернулись не грандиозным эйрдропом (раздачей критовалюты), а рухнувшими надеждами. Из 300 миллионов геймеров листинг одобрили только 131 миллионам (нет 18 лет – не денег), а 2,3 миллиона пользователей вообще были заблокированы как читеры (игроки, нарушившие правила, хотя четких условий изначально не озвучивалось). Остальным участникам объявили, что они не смогут вывести всю сумму сразу. При этом курс хомякоинов, выброшенных на биржу, оказался крайне низким.
Активные игроки, зависающие часами в приложении, получили в среднем 1500–1800 рублей. Лично у меня итоговый доход за полгода регулярного кликания по грызуну составил и того меньше – порядка 700 рублей, вывести которые я не смогла из-за проблем с электронным кошельком.
«Дотапались! «Хомяк» оказался крысой. Ради чего стирали пальцы об экран монитора?» – вздыхали геймеры.
Кто же получил выгоду от скандального кликера? Как пишут аналитики РБК, заработать смогли только «хомячьи» создатели, чьи имена до сих пор не рассекречены (неспроста команда осталась в тени, видимо, изначально опасалась репутационных рисков в случае обвала хайпового проекта). Благодаря сотням миллионов геймеров разработчики привлекли в проект огромное количество рекламодателей, среди них «Яндекс.Лавка», «Яндекс.GO», «Кинопоиск», ВТБ и т.д. Кроме того, на фоне хайпа на маркетплейсах появился именной мерч (футболки, кепки, толстовки), который охотно раскупался игроками. Последних, кстати, сегодня в шутку называют «буратинами», в погоне за звонкой монетой попавшимися на уловки современных Лисы Алисы и Кота Базилио.
А вы, уважаемые читатели, купились на эту удочку?