Открывая обсуждение, генеральный директор Союза писателей Василий Дворцов подчеркнул, что ныне все общественно-литературные вопросы необходимо рассматривать с точки зрения специальной военной операции. Именно такие сферы, как литература и история, создают личность в данной стране и в данное время. Не «мода на литературу» прошла в недавнее время, а таков был результат работы определенных сил, которые старались разобщить писателя и читателя, вытеснить литератора из общественной жизни. То, что родилось на рабочем столе прозаика и поэта, должно дойти до читателя – это задача общества, государства.
Нина Кульчицкая, доцент института развития образования Орловской области, кандидат филологических наук, с тревогой говорила о школе, пережившей и переживающей разные эксперименты и усовершенствования. «Войти в программу по литературе» для современного писателя невозможно. Остается активнее участвовать в организации внеурочной деятельности.
Член Союза писателей России брянчанка Кира Марченкова начала свое выступление с тезиса о том, что подростки не ждут встречи с писателем как еще с одним учителем. Они хотят, чтобы с ними разговаривали. В пример привела свою землячку Анну Воронину, которая ведет занятия в литературном объединении «Парус», составляет детский раздел «Кораблик» в альманахе «Белые паруса». В прошлом году был издан сборник детских произведений. Как итог – ни один учитель не отказался привести своих учеников в местную детскую библиотеку на встречу с писателями.
Василий Дворцов отметил, что так же активно работают писатели с детьми и в Анапе. Здесь создана система десятилетнего обучения в литературном объединении.
Воронежец Александр Нестругин, член Союза писателей, поделился негативным опытом в этом плане. В его районном центре целыми десятилетиями, напротив, не получается литераторам «проникнуть» в учебные заведения. Ранее удавалось хотя бы раз в год прийти к школьникам с рассказом о юбилярах – писателях-земляках. Теперь же директор дает категорический ответ: «Программа перегружена, встречу с писателем в нее втиснуть не можем». Попытки пригласить учеников для литературных встреч в библиотеку также оказались безуспешны: невозможно соблюсти все выставленные требования обеспечения безопасности. Словом, не складываются доверительные отношения у администрации школы и писателей.
Наша землячка Светлана Голубева рассказала о том, как писатели участвовали в двух семинарах заведующих школьными библиотеками Орла. На предложение провести творческие встречи из полусотни школ в итоге появился только один отклик. Почему? Ведь именно школьные библиотеки могли бы стать местом для творческой учебы юных авторов. Нина Кульчицкая пояснила: библиотекари ныне в школах загружены порой даже больше учителей. Администрация под предлогом того, что те не заняты в учебном процессе, отправляет их на всевозможные совещания и заседания.
Руководитель Центра чтения Орловской областной библиотеки имени И.А. Бунина Наталья Меркурьева считает, что писатели должны начинать общение с учителями, а потом уже выходить на администрацию школ. Кроме того, нужна программа, концепция участия современных писателей в воспитании учеников.
Преподаватель русского языка онлайн-школы Анна Кондратенко обратила внимание на то, что встреч с писателями нет в программах повышения квалификации, творческих семинаров учителей. А преподаватель русского языка и литературы орловского лицея №21 Сергей Лаврушин подчеркнул, что приходящий в детскую аудиторию писатель должен знать, с кем и как разговаривать, не быть ментором. На взгляд педагога, поиск общего языка можно было бы начать с идеи издать школьный сборник стихов детей. Его поддержал писатель Анатолий Загородний: недопустимо заидеологизировать общение писателя с детьми. В конечном счете все решают люди увлеченные, яркие энтузиасты.
Председатель Калужской областной организации Союза писателей России Вадим Терёхин также выступил против бюрократизации участия писателей в работе с учениками: «Когда писатели ходят по школам, меня это смущает. Представляю, как учитель или директор составляет годовой отчет: нас посетили сто(!) писателей». Нужна прежде всего государственная программа распространения в подростковой и молодежной среде произведений современной литературы. Пока же все отдано на откуп Минцифры и деятелям «литературных проектов.
Янина Булгакова, один из лауреатов «Хрустального родника» и руководитель брянского Совета молодых литераторов, говорила о том, что творческая молодежь «не хочет серьезности», болезненно реагирует на критику. Ее поддержала Елена Ковалева: если прежде смыслом творческой деятельности называли служение искусству (что было стимулом роста и движения вперед), то теперь для кого-то это просто самоудовлетворение.
Другой лауреат фестиваля – Дарья Иванова (Чувашия) – призвала увлекать юных авторов любыми способами, даже… хитростью. Старшеклассники, «жертвы ЕГЭ», не умеют толково излагать мысли. Именно писатель мог бы показать им, как надо противостоять пресловутому клиповому мышлению.
Александр Лысенко привел в пример опыт взаимодействия Орловской писательской организации со школами. Так, в 2001 году при участии филфака госуниверситета в местном издательстве были подготовлены к печати объемистая хрестоматия «Писатели Орловского края. ХХ век» и сопутствующие методические сборники. Они неплохо послужили и поныне служат педагогам-словесникам, студентам-филологам. А вот выпущенный тем же издательством четырехтомник современных орловских писателей (2016) оказался почти не востребован местными школами – по-видимому, «разминулся» с перегруженными выполнением разных формальностей учителями.
Заседание «круглого стола» обозначило широкий круг проблем, требующих внимания. Вполне очевидны и пути их решения, если не всех, то довольно многих. Важно не замыкаться в узких рамках ведомств и профессиональных сообществ, находить союзников и единомышленников, делиться опытом и поддерживать их.