До Всебелорусского собрания, на котором, возможно, будет представлен, если не проект новой Конституции, то озвучены основные направления конституционной реформы – осталось лишь полмесяца.
Однако, несмотря на это, и на объявленный «диалог», планы перекройки политической системы Белоруссии все еще остаются тайной за семью печатями.
Очень похоже на то, что завесу этой тайны приоткрыл документ под названием «Совершенствование государственной политики и расширение возможностей участия граждан в политической жизни», активно обсуждающийся сейчас в белорусском сегменте Интернета и представляющий собой набор рекомендаций по конституционной реформе и политической трансформации в целом.
Авторство и датировка документа доподлинно неизвестны. Белорусский институт стратегических исследований, государственный think tank, которому приписывали авторство, от документа открестился. На фейк он тоже не похож – белорусские оппозиционеры просто не додумались бы до некоторых вещей, которые там написаны. Скорее всего, это очередной слив инсайдерской информации, и такой документ действительно ходит или ходил недавно по властным коридорам Минска.
Написан текст не раньше декабря прошлого года, когда Лукашенко начал активно продвигать идею сделать Всебелорусское собрание конституционным органом с очень широкими полномочиями. Потом, получив негативную реакцию, он эту идею педалировать перестал, но не факт, что отказался.
Тема Всебелорусского собрания в документе – одна из ключевых. Его не только предполагается сделать «представительным и учредительным органом власти», который, не будучи напрямую избранным населением, будет наделен правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения по важнейшим вопросам государственной жизни и государственного строительства.
Что стоит за этой формулировкой, сказать сложно, но выглядит пугающе. Одним из полномочий, которым хотят наделить этот орган – утверждение окончательных результатов президентских выборов. По их мнению, это повысит и обеспечит институциональную легитимность победителю избирательного процесса. Логика странная. Легитимность выборам обеспечивает их честное и прозрачное проведение, а не 2-3 тысячи назначенных «кивал», собранных по такому поводу во Дворце Республики.
Не менее странная логика и у предложений по реформированию партийной системы. Предполагается кардинально обновить законодательство о партиях, усилить их роль, даже ввести смешанную избирательную систему, но при этом требования к партиям серьезно повысят – партия должна будет иметь зарегистрированные структуры во всех областях и не менее, чем в 2/3 районов, а гражданам, имеющим гражданство или вид на жительство других стран, зачем-то предлагается запретить вступать в партии.
Смешанная избирательная система тоже предлагается с подвохом. Даже одномандатник, баллотирующийся путем сбора подписей, должен быть членом какой-либо партии. Нелогично, экзотично, но мотивы понятны. Зачистка партийной системы уже идет. Прямо сейчас, при поддержке Минюста и государственных СМИ идет захват единственной последовательно пророссийской Республиканской партии труда и справедливости.
Все время своего правления Лукашенко не стремился развивать партийную систему, а, напротив, сдерживал ее развитие. За последние 20 лет не было зарегистрировано ни одной новой партии. Сейчас их осталось 15, а после ужесточения требований может остаться 2-3 партии, каждая из которых будет подконтрольна Лукашенко. Таким образом, кажущаяся демократизация обернется еще большим подавлением инакомыслия, и реальные оппоненты Лукашенко потеряют даже теоретическую возможность избираться в парламент и местные советы.
В документе есть и другие экзотические предложения. Например, Конституционный суд будет отнимать работу у МИД и комментировать иностранные нормативные акты, затрагивающие интересы Белоруссии. Еще одно экзотическое нововведение – «контрольная ветвь власти», которой назван Комитет госконтроля, что-то среднее между Счетной палатой и спецслужбой.
Многие комментаторы, говоря об этом документе, упоминают отмену смертной казни, но это – не более, чем реверанс перед Западом и либералами. Серьезного влияния на политические процессы в Белоруссии эта отмена точно не окажет.
Разумеется, документ не окончательный и многое из того, что там написано, может быть пересмотрено. Но он дает представление о том, в каком направлении крутятся шарики и ролики в руководящих головах. Вот только, если подобное попытаются запихать в Конституцию, референдум по ее принятию станет для Лукашенко не меньшей проверкой на прочность, чем выборы 9 августа.