В феврале 2024 года президент Владимир Путин, выступая перед Федеральным собранием, традиционно дал ряд поручений по развитию системы здравоохранения на ближайшие годы. Например, Правительству и Минздраву РФ было поручено в 2025 году отработать в «пилотных» регионах новую модель оплаты труда медиков, а в 2026 году – принять окончательное решение по запуску ожидаемой медиками системы.
Также с 2025 года, согласно выступлению Путина, надзорные органы, такие как Росздравнадзор, полностью перейдут на риск-ориентированный подход к проверкам организаций. Поручено ввести налоговые вычеты для граждан, проходящих диспансеризацию, и тех, кто успешно сдает нормативы ГТО. В предстоящие шесть лет президент предложил обновить или открыть медицинские кабинеты в школах, где есть такая потребность.
На выступлении в феврале впервые прозвучали общие параметры нацпроектов «Продолжительная и активная жизнь» и «Семья». Путин подчеркнул, что регионам нужно предоставить более широкие возможности распоряжаться средствами для выполнения задач проектов. Подробнее о целях и финансовых параметрах новых нацпроектов – в ближайшие дни на сайте Vademecum.
В мае 2024 года, в том числе с учетом озвученного в феврале, Владимир Путин подписал указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Финальной точкой стратегии обозначено улучшение демографических показателей: регионам необходимо к 2030 году повысить коэффициент рождаемости до 1,6, уровень ожидаемой продолжительности жизни – до 78 лет.
Глава Минздрава РФ Михаил Мурашко после четырех лет работы вновь назначен на эту должность в мае. Работа Мурашко в 2020–2024 годах совпала с основной фазой реализации нацпроекта «Здравоохранение» и активным переформатированием онкослужбы РФ, а также с чередой кризисов в здравоохранении – пандемией COVID-19 и новыми экономическими реалиями.
Главными системными задачами, которыми министр занимался лично, помимо борьбы с COVID-19 и ее последствиями, были сокращение кадрового дефицита, модернизация первичного звена, запуск ряда «инцидентов» – программ по увеличению доступности записи к врачу в поликлиниках, снижению кредиторской задолженности клиник и снижению уровня смертности.
При Мурашко стали активнее развиваться федеральные медцентры, крупнейшие из которых подведомственны Минздраву. В 2021 году регуляторы вывели федклиники из ординарного финансирования в ОМС и стали финансировать по особой схеме с упором на высокотехнологичные методы лечения.
Чем еще запомнился за 4 года работы Михаил Мурашко, можно почитать в нашем обзоре.
Начало 2024 года ознаменовалось кратным увеличением размера ежемесячной социальной выплаты медикам первичного звена, введенной в 2023 году. По поручению Владимира Путина с 1 апреля врачи и сотрудники с высшим немедицинским образованием в районных, центральных районных больницах и медсанчастях ФМБА начали получать надбавку в размере до 50 тысяч рублей в населенных пунктах с численностью до 50 тысяч человек и 29 тысяч рублей – в городах до 100 тысяч человек. В предыдущей версии постановления разброс размера допвыплаты составлял 11,5–18,5 тысячи рублей без ранжирования по уровню населения.
Как и в 2023 году, не обошлось без волны общественного недовольства: в список получателей повышенных надбавок не попали сотрудники скорой медицинской помощи (СМП). Бригады и целые станции СМП начали массово записывать видеообращения к президенту с просьбой увеличить выплаты, на волне этого резонанса общественности стали известны проблемы службы – переработки, отток кадров, низкие зарплаты.
К решению проблемы подключились депутаты Госдумы, в том числе зампред Комитета по охране здоровья Алексей Куринный, а также межрегиональный профсоюз работников здравоохранения «Действие». Парламентарии направляли запросы в Минздрав и Правительство РФ, а кроме того, провели круглый стол, по итогам которого сформировали рекомендации по модернизации службы СМП. В списке указывалось и предложение о повышении выплат.
Проверки Минздрава, начатые по просьбе активистов и по поручению правительства, однако, выявили другие проблемы. По информации регулятора, были обнаружены «существенные отклонения» в организации финансирования скорой помощи и нарушения на 9 млрд рублей, а федеральный порядок выплат так и не был изменен. Вместо этого Минздрав выпустил ряд разъяснений, из которых следует, что регионы должны самостоятельно за счет своего бюджета повышать размер соцвыплат и улучшать эффективность системы оплаты руда. Ряд субъектов прислушались к этому.
Подробный обзор о том, как «скорая» боролась за повышение выплат в течение 2024 года, – в ближайшие дни на сайте Vademecum.
Столичные власти в 2024 году не только внедрили серию смелых и уникальных для РФ новаций в своих медучреждениях, но и начали организованно тиражировать свои разработки в регионах России.
Сначала в Депздраве выпустили приказ о повышении качества амбулаторных приемов в поликлиниках – путем ведения и анализа аудиозаписей бесед врачей с пациентами. Из-за давления правозащитников и пациентов, усмотревших в этом нарушение врачебной тайны, а также недовольных новой системой оценки медработников, приказ скорректировали, не тронув, однако, общую идею аудиозаписи приемов и оценок работы специалистов.
Также неоднозначную реакцию профсообщества вызвал старт скрининга женского населения столицы на уровень антимюллерова гормона для оценки фертильности. Ряд врачей назвали этот тест неинформативным, другие же поддержали новинку. К декабрю из более 1 млн москвичек, кому предложили сделать анализ, сдали кровь лишь 110,5 тысячи пациенток. При низком уровне гормона и показаниях в женских консультациях направляют на бесплатное ЭКО, причем одной из возможных точек маршрутизации являются клиники ГК «Мать и дитя».
В городских клинических больницах Москвы тем временем появились специальные менеджеры – директора ГКБ, работающие в связке с главными врачами. На новые должности назначили выходцев из медицинского бизнеса. В три столичных медучреждения пришли Алексей Сердюченко, работавший гендиректором сети «Инвитро» в 2018–2023 годах, экс-гендиректор сети «Скандинавия Ава-Петер» Дмитрий Тимохин и сооснователь Ильинской больницы Максим Савельев. Как заявили в Депздраве, это необходимо для улучшения экономических показателей работы больниц.
Если данные новации пока только апробируются в пределах столицы, а другие субъекты к ним присматриваются, то некоторые разработки Депздрава Москвы уже отправились в регионы. Так случилось с московской ГИС в сфере здравоохранения – ЕМИАС, которую начали внедрять в больницах и поликлиниках Санкт-Петербурга. Более сорока регионов изъявили желание пользоваться другой разработкой Москвы – ИИ-платформой «МосМедИИ», на мощностях которой клиники могут анализировать свои медицинские изображения. В первом случае Санкт-Петербург заложил на внедрение системы 3,7 млрд рублей на 2025 год, во втором – стоимость закупок регионов для интеграции «МосМедИИ» составила 200 млн рублей за девять месяцев 2024-го.
Богатым на сделки между владельцами медицинского и фармацевтического бизнеса, государством и инвесторами стал Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2024). Как подсчитал Vademecum, представители сферы здравоохранения заключили 26 сделок на общую сумму 161,3 млрд рублей.
Максимальные заявленные инвестиции в размере 43,7 млрд рублей должны пойти на строительство в ОЭЗ «Технополис Москва» завода по производству препаратов для лечения генетических, онкологических и орфанных заболеваний по 13 МНН, минимальные – 400 млн рублей – на разработку комбинаций препаратов классов GLP-1 и SGLT-2 для лечения сахарного диабета II типа и других метаболических нарушений, а также первого отечественного перорального препарата класса GLP-1 для лечения диабета II типа и полинейропатии.
Форум позволил заключить соглашения на строительство многопрофильных клиник с участием ГК «Мать и дитя», ГК «Медскан», заводов по производству лекарств и медизделий, оздоровительных комплексов, а также на создание кампусов и региональных филиалов медвузов. Реализовать проекты планируют в период с 2027 по 2029 год в Самарской, Омской, Магаданской, Московской, Калужской и Липецкой областях, Северно-Кавказском федеральном округе, ХМАО-Югре, Республике Коми, Республике Крым и Санкт-Петербурге.
Под конец 2024 года законодательную форму обрела давно и широко обсуждаемая идея о смягчении уголовной ответственности в отношении медработников. Группе депутатов – Бадме Башанкаеву и Павлу Крашенинникову, а также сенаторам Андрею Клишасу, Жанне Чефрановой, Ивану Новикову и Наталье Кувшиновой – удалось скорректировать ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Владимир Путин 28 декабря утвердил тематический закон, и теперь данная статья не распространяется на оказание медицинской помощи врачами и другими профильными специалистами.
Как скорректированное законодательство повлияет на ятрогенную следственную и судебную практику, а также на медицинскую деятельность, в материале Vademecum рассуждают врачи, профильные юристы и общественники.
Также профсообщество давно ведет дискуссию об отказе от термина «медицинская услуга» в федеральном законодательстве. По мнению сторонников идеи, это поможет снизить частоту привлечения к уголовной ответственности врачей. Спустя несколько лет обсуждений значимых успехов удалось достичь только в 2024 году после вмешательства Владимира Путина. В феврале 2024 года глава государства согласился с необходимостью заменить формулировку «медицинская услуга» на «медицинская помощь» для правовой регуляции, а затем поручил Правительству РФ изучить возможности решения данного разногласия.
После этого депутаты и сенаторы оформили инициативу в законопроект с корректировками № 323-ФЗ и закона РФ «О защите прав потребителей». Пока документ не дошел до первого чтения, но уже был в целом одобрен правительством, правда, с рядом оговорок. Правовое управление Госдумы предписало устранить ряд недостатков: «Данное положение законопроекта (о замене понятия «медицинская услуга») нуждается в уточнении, поскольку не отвечает критериям определенности и ясности». В частности, рецензенты указали на отсутствие в документе конкретизации правоотношений, которые должны регламентироваться иными законодательными актами, виды и уровни которых также должны быть определены.
Весь 2024 год индустрия занималась подготовкой к старту работы по клиническим рекомендациям (КР). Согласно обновленному № 323-ФЗ, именно эти документы станут основой для оказания медпомощи, создания тарифов ОМС и контроля качества лечения.
Региональные минздравы с начала года начали проводить периодическое обучение сотрудников работе по КР, а перед профессиональными ассоциациями в связке с ЦЭККМП Минздрава встала задача обновить за год все устаревшие рекомендации.
К концу 2024 года, почувствовав близость приближающейся новации, депутаты Госдумы и врачебное сообщество потребовали от Минздрава единых разъяснений, где заканчивается вариативность КР и начинается их обязательность, и как использовать их в судах и юридической практике. Ведомство обещало подготовить документ до нового года, отметив, что переноса вступления нормы в силу еще на год не будет.
Мнения экспертов о роли клинических рекомендаций в работе клиник – в нашем опросе.
Уверенность в том, что КР удастся выполнить, в Минздраве подкрепили бюджетом ФФОМС на 2025 год, который вновь показал рекордный, по сравнению с предыдущим годом, рост и размер. Совокупно расходы системы ОМС на 2025 год определены на уровне 4,476 трлн рублей (в 2024 году – 3,886 трлн рублей, или на 15,19% меньше). На здравоохранение из трех источников – ОМС, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты регионов – в 2025-м уйдет
не менее 7,6 трлн рублей (6,6 трлн в 2024-м).
В 2024 году в сторону нормативных ограничений начала двигаться госполитика по отношению к частным инвесторам и клиникам.
Владимир Путин 28 декабря утвердил широко обсуждаемый законопроект о введении заявительного (а не упрощенного – уведомительного) порядка включения частных клиник в программы ОМС. В практическом смысле это означает, что с сентября 2025 года регионы по определенным критериям будут выбирать, какие частные клиники смогут оказывать медпомощь по ОМС, а заявки каких нужно отклонить. Мотивы такого решения Минздрав пока официально не раскрывал, но оно созвучно известной ведомственной позиции о необходимости централизованно планировать организацию медпомощи и вовлекать частные клиники не в только «маржинальные» сегменты и монопрофильные направления.
В Госдуме сейчас также рассматривается законопроект правительства об ограничении концессий в сфере здравоохранения – он поддержан Минздравом и Минэкономразвития. Идея проекта – в передаче Минздраву прав на отбор заявок регионов на государственно-частные проекты, а также в введении запрета на концессии в отношении медобъектов, единственных на территории по определенному социально важному профилю медпомощи, включая онкологию.
Ужесточение условий для ГЧП в медицине прослеживается и в недавнем письме Минздрава РФ. Регулятор в нем выступил против создания преференций в сфере ОМС для частных партнеров по ГЧП-соглашениям и концессиям. Ведомство считает недопустимым «индивидуальный подход» региональных властей к концессионеру при установлении тарифов и распределении объемов медпомощи по ОМС.
Правительство России в конце декабря единым постановлением пролонгировало до конца 2027 года упрощенную процедуру государственной регистрации отдельных лекарств и наиболее востребованных медицинских изделий. Такой порядок действует с апреля 2022 года в связи с введенными в отношении РФ санкциями, для каждой из двух категорий регламенты неоднократно продлевались, но отдельными решениями.
Регудостоверения для лекарств и медизделий, применяемых в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов, теперь продлеваются до 1 января 2028 года (ранее был установлен срок – 1 января 2025 года). До конца 2027 года продлены и разрешения на временное обращение серий препаратов, которые не зарегистрированы в РФ, решения о госрегистрации предельных отпускных цен на препараты из перечня ЖНВЛП, а также регудостоверения на ряд других лекарств и медизделий.
В августе 2024 года Минфин представил проект правительственного постановления о распространении национального режима на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В документе, в частности, предлагалось при осуществлении закупок лекарств применять механизм «второй лишний». Он предполагает отклонение заявок с предложением о поставке иностранного продукта в случае поступления хотя бы одного предложения о поставке лекарства российского происхождения. Обеспокоенность отсутствием конкретного списка препаратов, при закупке которых будет применяться механизм, выразили Ассоциация международных фармпроизводителей и Всероссийский союз пациентов. Организации, в частности, указывали на возможное появление дефицита препаратов и повышение их стоимости в случае принятия документа в изначальном варианте.
Уже в середине сентября в СМИ сообщили, что Минфин доработал документ и согласовывает его с Минпромторгом и Минздравом. По данным «РБК», изучившего новую редакцию проекта, разработчик предложил выделять с помощью механизма «второй лишний» предложения о поставках отечественных препаратов из перечня ЖНВЛП, даже если их производство не локализовано в России до стадии синтеза молекулы действующего вещества. Однако в опубликованной в начале декабря Минфином новой версии проекта предложение о поставке препарата, синтез действующего вещества которого происходит не на территории ЕАЭС, было приравнено к предложению поставить иностранный препарат.
Также в представленной новой редакции проекта механизм «второй лишний» предлагалось распространить исключительно на закупки из перечня ЖНВЛП и списка стратегически значимых лекарственных средств (СЗЛС). Тем не менее двойственности в прочтении этой версии регламента вновь не удалось избежать. Так, генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев сообщил Vademecum, что организация выявила сразу несколько проблем в новой версии регламента. В частности, Дмитриев обратил внимание на недовольство отраслевых операторов работой системы прослеживаемости, которая должна верифицировать реальные страну происхождения и глубину локализации производства препаратов. Представитель ассоциации оценил готовность нового порядка на 35–40%.
Несмотря на это, уже в конце декабря 2024 года документ был принят Правительством РФ в том же виде. В нем указано, что механизм «второй лишний» с 1 января 2025 года начнет действовать при закупках препаратов из перечня ЖНВЛП по отношению к лекарствам, производство которых не локализовано в России. С 1 сентября 2025 года на тендерах по закупкам препаратов из списка СЗЛС преимущество будут отдавать только российским производителям полного цикла.