Власти хоронят экономику США, но молчат о беде России. Финансовый аналитик Ян Арт задал простые вопросы о будущем экономики страны. Но где ответы? "Недавно один экономист подсчитал, что если ставка примерно в этом диапазоне сохранится ещё два года, то в результате из бюджета, в процентном соотношении, Россия будет тратить на обслуживание госдолга столько же, сколько Америка с её пресловутым госдолгом, от которого она якобы скоро рухнет", – сказал Арт. И добавил, что уже сейчас нам стоит задуматься: а куда же мы идём?
На днях в Госдуму внесли проект государственного бюджета на 2025-й и плановый период 2026-2027 годов. Его рассмотрят в течение двух месяцев. Так, согласно документу, на реализацию проектов социальной политики в 2025 году заложено порядка 6,4 трлн рублей, на 2026 год – 7,19 трлн рублей и на 2027 год – 7,24 трлн рублей, следует из данных Минфина. При этом Фонд национального благосостояния в 2024 году составит 38,8 млрд рублей, в 2025-м – 1,64 трлн рублей, в 2026 году – 1,895 трлн рублей, в 2027 году – 1,275 трлн рублей.
Между тем Банк России направил на рассмотрение парламента обновлённый проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2025-2027 годы. Речь идёт о базовом и трёх альтернативных макроэкономических сценариях на ближайшие три года. В Центробанке не исключили роста ставки свыше 20%. По словам главы департамента денежно-кредитной политики ЦБ России Кирилла Тремасова, детали бюджета ещё предстоит проанализировать.
Более подробно мы предоставим информацию по итогам октябрьского заседания совета директоров. Мы представим прогноз, который в том числе будет учитывать бюджетные факторы. Но в бюджете есть ряд неожиданных моментов, которые могут потребовать корректировки. Бюджет со следующего года возвращается в рамки бюджетного правила. Структурный дефицит исчезает, то есть будет в районе нуля, – это очень важный стабилизирующий фактор,
– сказал он.
Более подробно эту тему ведущий "Первого русского" Юрий Пронько обсудил с финансовым аналитиком Яном Артом в эфире программы "Царьград.Главное".
"Уже как анекдот от Эльвиры Набиуллиной"Проанализировав недавние заявления правительства и прогнозы ЦБ и Минэкономразвития, ведущий Царьграда Юрий Пронько сказал, что пришёл к не очень хорошему выводу.
У них опять всё в будущем, у них про инфляцию. Я, правда, уже не хочу об этом говорить – ни про таргет, ни про 4%. Это уже как анекдот от Эльвиры Набиуллиной, когда она в очередной раз рассказывает, что вот в следующем году точно мы достигнем этого уровня. И дальше я слышу реплики, что, дескать, она не может на это повлиять и вообще она не отвечает за развитие экономики. И вообще вот этот поток денег, который идёт в оборонно-промышленный комплекс, это является основным маховиком инфляционной раскрутки,
– отметил Пронько.
При этом, как он добавил, не замечается резкий рост тарифов естественных монополий. Например, того же "Газпрома".
Вот есть такая контора у нас, которая очень любит футбол. Я тут посмотрел бюджет на следующий год их любимой команды. Честно вам скажу, офонарел от этих сумм. А потом идут рассуждения про внутренний рынок и так далее,
– сказал ведущий.
Эксперт программы, финансовый аналитик Ян Арт, согласился, что бюджет футбольного клуба "Зенит" "действительно, напоминает хороший бюджет какого-нибудь небольшого российского города". Что до экономической ситуации в стране, то в России действительно инфляция рукотворная, считает он. И во многом из-за тарифов, утильсборов, пошлин, акцизов и так далее.
Можно оправдывать это действие и говорить: вы знаете, вот сейчас Россия в таком положении, что нужно собирать бюджет. Но тогда не надо лицемерить и делать вид, что у инфляции есть какие-то объективные причины происхождения. Она рукотворна по большей части,
– сказал Арт.
Неудобный вопрос о госдолге РоссииПомимо инфляции, как сказал собеседник, у нас наблюдается девальвация рубля, которой "лечим" баланс бюджета более или менее. Очевидно, что дальше всё так и будет продолжаться. Сможем ли мы отказаться от политики высоких ставок в таком случае? Эксперт считает, что вряд ли.
Мы постоянно в России ссылаемся на то, что вот Америка – госдолг огромный, скоро помрут. У нас не очень большой. Но по большому госдолгу в Америке платят сейчас 4% – и ставка начала снижаться, будет в конечном счете 3%. А мы по небольшому госдолгу России платим 19%. Внимание, вопрос: не получается ли то же самое? Маленький долг, но зато огромный процент,
– указал Арт.
По подсчётам одного из экономистов, если такая ставка продержится ещё года два, то России придётся тратить на обслуживание госдолга столько же, сколько и Америке с её пресловутым госдолгом, от которого она якобы скоро рухнет, отметил аналитик. Поэтому стоит задуматься, а куда же мы идём.
Индексация 7,3% – это забота о пенсионерах?Ещё одна тема, которую прокомментировал эксперт, – это пенсии. С 1 января в России поднимут страховые пенсии на 7,3%. Это коснётся как работающих, так и неработающих пенсионеров. Можно ли это решение властей назвать заботой о гражданах, если инфляция в стране уже составляет около 9%?
Вот Госдума сказала: мы с 1 января индексируем [пенсии], чтобы пенсионеры бедненькие не ждали. Хорошо. Но сумма индексации – 7,3%. Официальная инфляция сейчас в районе 9%. Вы ожидаете её снижения? Смотрим на Центробанк – Центробанк говорит: нет, есть риски ускорения. Тогда почему мы индексируем пенсионерам всего лишь на 7,3?
– спросил аналитик.
По его мнению, с учётом текущей ситуации если и проводить индексацию, то уже на 15%. Но никак не на 7,3%. Это ни о чём.
Не говоря уж о том, что в Новом году мы дадим им деньги, чтобы закрыть инфляцию этого года. Это как, они должны сесть на машину времени и переместиться, купить продукты? Так вы им индексируйте тогда всю инфляцию за этот год и ещё проектную за следующий – на 5-5,5% хотя бы,
– добавил Арт.
В итоге, как сказал эксперт, и "Газпром" надо спасать, в том числе за счёт внутреннего рынка, повышения рентабельности газа внутри страны, изменения тарифов и так далее. И народ тоже. Вот и получается такой замкнутый круг, в котором мы все пребываем, сказал Арт.
И претензии к ним не в том, что проблемы есть. Они в любой стране есть. В Штатах свои проблемы, в Европе – тем более. Мне кажется, претензия в том, что нет этого общественного договора: а давайте реально обсуждать,
– заключил аналитик.