Вскрылись огромные денежные потери России. Несмотря на это, Эльвира Набиуллина и Антон Силуанов бездействуют. Странную позицию денежных властей раскрыл Дмитрий Митяев: не наша забота.
Спасением в условиях осложнившихся из-за санкций международных расчётов могут стать цифровые валюты центральных банков России и стран-партнёров, которые были бы вне поля зрения внешних контролёров, заметил директор Центра прогнозирования Международного НИИ проблем управления Дмитрий Митяев в эфире программы "Царьград. Главное".
Например, такой проект существует в Азии, он называется M Bridge. Его участниками являются Китай, Объединённые Арабские Эмираты и Таиланд.
Всё технологически и информационно прозрачно. Поэтому у нас сказали, что будем делать свою платформу BRICS Bridge. То есть технологический хаб, который позволит осуществлять расчёты между странами объединения. Посмотрим, осенью будет саммит. Если о чём-то таком будет объявлено, значит, всё-таки эта работа была проведена. Если не будет объявлено, то спасайся каждый как может,
- предупредил экономист.
Так, уже вскрылись огромные денежные потери России. Если не будут найдены способы оптимизации международных финансовых операций на фоне санкций, эти потери будут только множиться.
Конечно, компании находят пути обхода ограничений. Но транзакционные издержки возрастают на порядок или даже на полтора порядка. Раньше перевод стоит условно 0,1%, а сейчас 5-7-10%. На этом наживаются посредники,
- пояснил собеседник "Первого русского".
ЦБ и Минфин уходят от обязанностейДмитрий Митяев добавил, что с использованием национальных валют в торговле с партнёрами возникли серьёзные проблемы:
С юанем, с рупией. Прежде всего с той стороны есть достаточно жёсткий контроль. Особенно в Индии. Рупия де-факто не является конвертируемой валютой. В Китае в отношении капитальных операций тоже жёсткий контроль. В текущих торговых операциях юань ещё вроде бы можно использовать… Но, по сути, механизм вторичных санкций привёл к тому, что платежи встали.
Несмотря на то, что решения есть, и речь не только о цифровых валютах, ответственные чиновники в нашей стране почему-то не торопятся их принимать. Так, глава ЦБ Эльвира Набиуллина и министр финансов Антон Силуанов де-факто просто бездействуют.
Наши Минфин, ЦБ, по сути, занимают такую позицию: вы, дескать, используйте в торговле с другими странами что хотите, это, мол, не наша забота. На самом деле в законе о Банке России написано, что организация платёжной системы - это прямая ответственность финансового регулятора. Так же, как и стабильность курса рубля. То есть они от этого уходят, но в реальности эти их обязанности прописаны в законодательстве,
- отметил эксперт.
Поэтому можно хотя бы договориться с центробанками наших дружественных стран о кредитно-валютных свопах. Даже в кризис 2008-2009 годов такие соглашения были заключены.
Под объём трёхмесячной и полугодовой торговли заключается кредитная линия между национальными ЦБ. И в её рамках происходит торговля между полномочными структурами. Другой вариант, как я уже сказал, - переход на цифровые валюты в таких расчётах,
- заключил экономист.
ЦБ vs КремльНедавно экономист Андрей Подойницын заметил в эфире "Первого русского", что проблемы экономики России – результат не столько санкций, сколько неоднозначной деятельности финансового блока нашей собственной власти. Он обратил внимание на два разнонаправленных вектора во внутриэкономическом пространстве:
В стратегиях, которые подписал президент России Владимир Путин, ставятся такие задачи, как опережающие темпы роста экономики, устранение технологического гэпа с развитой частью западного и восточного мира, 33 квадратных метра на человека к 2030 году и 38 - к 2036-му. И так далее. Там есть про среду обитания, демографию… В такой стране будущего хочется жить долго и счастливо. Но, с другой стороны, есть большой блок документов за авторством наших либеральных экономистов, прежде всего из ЦБ.
В стратегиях представителей финансово-экономического блока власти, напротив, говорится о необходимости достижения сбалансированных темпов роста - от 0,5% до 1,5%.
Де-факто там говорится про якобы эпический перегрев экономики, самый серьёзный за последние 16 лет. Про излишний рост зарплат, про нехватку всего: трудовых ресурсов, производственных мощностей. Чуть ли не про дефицит воздуха, воды, атомов, молекул - всего, дескать, очень мало. Если мы посмотрим на два этих блока документов, то увидим, что они находятся в перпендикулярных друг другу плоскостях. Возникает вопрос: а какой политэкономический, инженерно-технический нарратив описывает то, как мы будем достигать целей, которые сформулированы президентом?
- подчеркнул эксперт.
В результате мы имеем ситуацию, когда Центробанк, по сути, блокирует реализацию политики Кремля. При этом патриоты практически бессильны против этой либеральной элиты на экономическом направлении.
Мы знаем учёных, исследователей, политиков, которые транслируют этот нарратив, описывающий путь достижения целей, поставленных президентом. Но это всё разрозненно, не институционализировано, не собрано в какой-то, скажем так, социально признанный авторитетный поток. Тем временем у наших системных либералов есть источник трансляции их мнений. Это ЦБ прежде всего. Но не только он. А у суверенного, государственнического крыла такого консолидированного источника трансляции именно политэкономических соображений, источника трансляции системного, научного политэкономического нарратива просто нет,
- с сожалением заметил собеседник Царьграда.
Кто тормозит импортозамещение?Ранее академик РАН Сергей Глазьев раскрыл в беседе с Царьградом, как Эльвира Набиуллина ослушалась президента Владимира Путина, затормозив выпуск продукции отечественного производства:
Для того чтобы пошло импортозамещение, нужны кредиты. У программ импортозамещения огромный потенциал. У нас почти половина рынка конечной продукции была импортной. Но Европейский союз для нас закрылся. И, казалось бы, президент дал указание: давайте наращивать выпуск своей продукции, заниматься импортозамещением. Но ЦБ ничего не сделал, чтобы стимулировать эти программы, даже наоборот… И всё равно есть определённый прогресс. Импортозамещение и без нормальных ставок на самом деле идёт. Процентов 20 того, что производилось, покупалось в ЕС, мы сегодня сами выпускаем. Это неплохо. Но по-прежнему сохраняются огромные возможности, большие производственные мощности всё ещё простаивают.
Выпуск готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, уже вырос на 30%. Производство электрического оборудования - на 17%. Производство прочих транспортных средств и оборудования, а это крупнейшая сфера, - на 14%.
Этот огромный потенциал выпуска сейчас только начинает заполняться в машиностроении. И говорить о том, что экономика перегрета, могут только некомпетентные люди, которые ничего не хотят менять. Они привыкли только манипулировать ключевой ставкой, и больше их ничто не волнует,
- констатировал академик РАН.
Он напомнил, что, когда против нас ввели санкции, Центральный банк вслед за МВФ "рисовал" России минус 8% ВВП в своих прогнозах:
Но не произошло такого падения. Более того, в прошлом году оказались верны наши прогнозы: экономика выросла более чем на 3,5%. А до этого, в 2021 году, она росла более чем на 5%. Расчёты же ЦБ основываются на показателях безработицы - там говорят, что не хватает работников. Они так меряют "перегретость"…